Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меня зовут Кожа
(Отрывки из повести) Бердибек Сокпакбаев Из главы третьей Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил: – Кара Кожа, ты знаешь, что это такое? – Ну? – Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет. Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка. – А кто тебе дал путёвку? – Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет. Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице. Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала. – Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница. – Апай! Дайте и мне путёвку! – Какую путёвку? – В лагерь… – Тебя не включили в список. – Почему? – Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться. Я вскипел. – А Жантасу дали? – Конечно! – Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает… Учительница усмехнулась: – Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…
Задание После прочтения текста рекомендуется перейти к обсуждению вопросов, представленных в задании к тексту. Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему? Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже? Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему? Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему? Как в этой ситуации повели бы себя вы? Обсуждение этих вопросов позволит учащимся соотнести свой опыт общения с одноклассниками с описанной в рассказе ситуацией, проанализировать отношения Жантаса и Кожи, подойти к осмыслению такого явления, как соперничество. Учителю важно вовлечь учащихся в разговор о проявлении соперничества в их коллективе, показать, как это часто мешает добиваться цели, отвлекает от главного. Человек, измеряющий свой успех по достижениям своего соперника, теряет время и силы на решение второстепенных, а иногда и вовсе бесполезных задач. Чтение Отрывок из главы тринадцатой может прочитать сам учитель.
|