Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными образа действияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное образа действия), разграничивать союзы и союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи. Оборудование: учебник, раздаточный материал. ХОД УРОКА Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости. Пословица I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Чтение эпиграфа, работа с ним. III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1. Проверка домашнего задания. (Учащиеся читают сочинения-миниатюры.) 2. Беседа с учащимися. 1) Какие существуют сложные предложения? 2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные? 3) На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные? 4) Какие союзы или союзные слова используют придаточные сравнительные? 3. Лингвистическое наблюдение. • Прочитайте сложные предложения; поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их вид; составьте схемы предложений. 1) Он столько занимался упражнениями, сколько требовал тренер. 2) Он столько тренировался, что его победа на олимпиаде закономерна. 3) Оля настолько хорошо изучила французский язык, насколько это было возможно в ее возрасте. 4) Оля настолько хорошо изучила французский язык, что свободно владела разговорной речью. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа со статьей учебника. (Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.) 2. Слово учителя. Придаточное образа действия и степени указывает на то, как совершается действие, о котором говорится в главном предложении. Оно относится обычно к сочетанию глагола с указательным словом так, связывается с этим сочетанием при помощи союза что и отвечает на вопросы как? каким образом? Если придаточное предложение относится к сказуемому, выраженному сочетанием прилагательного, наречия и т. п. (а не глаголом) с указательными словами так, до того, настолько, до такой степени, то оно отвечает на вопросы как? в какой степени?, т. е. является придаточным предложением степени. Стало так тихо (как? в какой степени?), что корни сосен закутывались подчас туманом. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа с учебником. (Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.) 2. Комментированное письмо. • Запишите предложения, расставляя знаки препинания; найдите в главных предложениях указательные слова, а в придаточных — союзы; поставьте вопросы к придаточной части; составьте схемы 1, 3, 6 предложений. 1) Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели падали к югу. 2) Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его. 3) Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно. 4) Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно. 5) И стало в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи. 6) Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ сколько мне его слушать. 7) Туча уже настолько надвинулась на солнце что стало темно как ночью. 3. Лингвистическое исследование. • Вставьте вместо точек указательные слова, определите значение придаточных; расставьте запятые, составьте схемы предложений. 1) Верху ветви деревьев... переплелись между собой что совершенно скрыли небо. 2) Через четверть часа я подошел... близко к огню что мог рассмотреть всех около него. 3) Нежданов пустился излагать свое мнение не стесняясь без утайки под конец даже... громко и с... увлечением что явно обеспокоил соседа. 4) В своих книгах В. К. Арсеньев рассказывает... как он путешествовал в дебрях Уссурийского края. 5) В воздухе было тепло и... тихо что казалось ни одна травка ни одно облачко не шевелились. 4. Работа с текстом. • Прочитайте текст, укажите его тип, аргументируйте ответ; расставьте знаки препинания. Берег бухты где мы остановились на ночевку состоял из мелкого булыжника так что всю ночь море с большой силой билось о каменный вал. Шум от набегавших и удалявшихся волн несших передвигавших камни был так силен что не раз будил меня в течение ночи. Проснувшись и взглянув на часы я увидел что уже половина седьмого. Ни один из моих людей еще не встал. Чтобы не задерживаться и быстрее отправиться в путь я решил поднять их всех сразу и выстрелил из двустволки. Они быстро вскочили а затем крича стали уверять меня будто совсем оглохли. Я сказал чтобы они не волновались и попросил скорее развести огонь и готовить завтрак. Мой выстрел привлек жителей деревни которые прибежали осведомиться что бы все это значило. Выяснив в чем дело они мирно возвратились обратно я же позавтракав отправился осматривать окрестности чтобы выбрать более удобный путь для продолжения нашего путешествия. (По Н. Н. Миклухо-Маклаю) — Какие виды придаточных предложений встречаются в тексте? 5. Творческая работа в парах. • Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом?, а в ответах были сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия. VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа с учащимися. 1) Какие существуют виды обстоятельственных придаточных? 2) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия? 3) Какие союзы или союзные слова скрепляют придаточное образа действия с главным предложением? 4) На что указывает придаточное образа действия? VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Выучить теоретический материал. 2. Составить пять сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия. 3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
УРОК №
|