Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений






Цель: углубить знания учащихся о видах предложений по строению, ознакомить с видами односоставных предложений; формировать умения правильно определять такие предложения, отличать их от двусоставных; развивать устную и письменную речь, совершенствовать навыки и умения работы с текстом, а также с выученными орфограммами; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, репродукции картин В.М. Васнецова «Снегурочка», И.И. Левитана «Золотая осень».

ХОД УРОКА

Живопись наружно так проста,

Что уму нельзя не обмануться,

Но к интимной пластике холста

Можно только чувством прикоснуться.

И. Губерман

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Трое учащихся выступают с сообщениями на тему: «Двусоставное предложение».)

2. Беседа.

1) Что такое предложение?

2) Какие существуют члены предложения?

3) На какие виды делятся предложения по наличию главных членов предложения?

3. Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Запишите сочетания слов.

— Составьте одно простое двусоставное распространенное предложение и одно простое односоставное распространенное предложение. Чем они отличаются?

— Выполните синтаксический разбор этих предложений. Чем в них выражены главные члены?

Слушать концерт, опера композитора Бородина, опоздать из-за аварии, отправить автомашину в ремонт, газетный киоск, красочно оформленная витрина, здания современной архитектуры, реставрировать старинную картину, символ дружбы, патриотический долг.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснения учителя с опорой на таблицу.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, которые необходимы для понимания смысла предложения.

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его может не быть вообще.

По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы:

1) с главным членом — сказуемым. Вечереет. Морозит.

2) с главным членом — подлежащим. Вечер. Мороз. Односоставные предложения могут быть нераспространенные (Вечер) и распространенные (Тихий вечер).

 

Виды односоставных предложений

 

Виды предложений Что означает главный член предложения Чем выражен главный член предложения
С главным членом — сказуемым
Определенно личные указывает на то, что действие выполняется определенным человеком или предметом глаголом в форме 1-го или 2-го лица
Неопределенно личные указывает на то, что действие касается неопределенного человека или предмета, важно само действие глаголом в форме 3-го лица множ. числа, наст. и буд. вр.; множ. числа, прош. вр.
Безличные передают состояние природы, людей и животных безличным глаголом, безличной формой глагола, неопределенной формой глагола
С главным членом — подлежащим
Назывные указывают на существование какого-либо явления или предмета именем существительным в Им. п.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Лингвистическое исследование. коллективная работа.

— Запишите предложения.

— Выделите их грамматическую основу. Чем она выражена?

— Определите вид предложения, укажите, распространенное оно или нераспространенное.

1) Тянуло вечерней прохладой.

2) Присаживаемся к костру.

3) Густой туман. Изморозь.

4) Вот и паром. Надо переправляться на другой берег.

5) Виден голый, угрюмый берег.

2. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

3. Работа с текстом в парах.

— Прочитайте текст.

— Выпишите односоставные предложения.

— Выделить грамматическую основу этих предложений.

—Определите их вид.

— Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

—Озаглавьте текст.

Зима. Ночь. Опушка леса. Запорошенные снегом деревья. Они как будто покачиваются от ветра. На опушке леса стоит Снегурочка. В меховой нарядной шубке и круглой причудливой шапочке она необычайна красива. Рядом с ней березки и елочки.

На белом снегу видны следы человека. От деревьев и маленькой фигурки Снегурочки падают тени.

Вокруг снег. Вдали за небольшим холмиком что-то мерцает. Это огни деревушки. Маленькие избушки наполовину занесены снегом и кажутся игрушечными. Темное небо. Неясное мерцание. Это красноватые звездочки.

Снегурочка словно озарена лунным сиянием.

4. Творческая работа.

Задание достаточного и высокого уровней

— Прочитайте текст.

— Определите вид простых предложений.

— По возможности преобразуйте двусоставные предложения в односоставные, не нарушая смысла текста.

На картине И. И. Левитана «Золотая осень» изображен ясный солнечный день. Мы видим чистое голубое небо. Солнце освещает часть реки, луг на берегу, березы. В реке отражаются облака, и она кажется серебристой. Блестят стволы берез. Одни деревья пожелтели, другие еще зеленые. На пригорке ковер из опавших листьев.

На берегу реки кусты вишневого цвета. Там, где не отражаются облака, не проникает солнце, река — темно-синяя.

На правом берегу реки, рядом с зелеными деревьями, одиноко стоит березка. Она вся сверкает на солнце. Вдали видны долины и поля.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое односоставное предложение?

2) Какие есть виды односоставных предложений?

3) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом сказуемым?

4) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом подлежащим?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание высокого уровня: написать сочинение-миниатюру на тему: «Зима» («Осень»); использовать односоставные предложения.

 

 

УРОК №

Тема. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные)

Цель: научить различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные), определять способы выражения сказуемого; развивать умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными задачами; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Крепко верить — значит победить.

Народная мудрость

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Несколько учеников зачитывают свои сочинения-миниатюры.)

2. Беседа.

1) Что такое односоставное предложение?

2) Какие есть виды односоставных предложений?

3) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом сказуемым?

4) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом подлежащим?

3. Диктант с выборочным ответом.

(Ученики осуществляют взаимопроверку работ.)

— Прослушайте предложения и запишите, какими они являются: А — двусоставными; Б — односоставными.

I вариант

1) Героя в бой водила песня.

2) Землю собирали по кусочкам, по ручьям, высоткам и лесочкам, по дорогам, по селеньям малым.

3) Все пути от Волги и до Буга политы горячей кровью друга.

4) В наступление, боевые рати, сыновей державы собирайте.

5) Танк, почерневший в объятьях пожара.

6) Саперы наводят в ночи переправу.

7) Помню отважных и храбрых ребят, славных друзей и хороших солдат.

8) С боем входим в город Брянск.

9) Помнят всегда и везде победный год наш 45-й.

10) Жить и верить — это замечательно.

11) Без совести и при большом уме не проживешь.

12) Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

II вариант

1) Родины себе не выбирают.

2) Правдой все на свете победишь.

3) Обожаю всяческую жизнь.

4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

5) Юность склонна к быстрым обобщениям.

6) Старайся дать уму как можно больше пищи.

7) Лицом к лицу лица не увидать.

8) Многое еще, наверное, хочет быть воспетым голосом моим.

9) Есть в мире сотни замечательных явлений.

10) Полей величие немое.

11) Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех.

12) Усидишь ли дома в восемнадцать лет!

Запись учащихся выглядит так:

I вариант

                       
А Б А Б Б А Б Б Б А Б Б

II вариант

                       
Б Б Б А А Б Б А А Б Б Б

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

— Прочитайте предложения. Найдите односоставные. Чем они отличаются?

— Выделите грамматическую основу односоставных предложений. Чем она выражена?

1) Вы пойдете в библиотеку?

2) Еду в университет. Ты, Валя, поедешь со мной?

3) Ребята, не опаздывайте на урок!

4) На балконе соседней дачи зажгли свет.

5) В садах окапывают деревья.

6) В дверь постучались.

2. Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Определенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Окончания глаголов в этих формах указывают на лицо и число местоимений, подлежащее не обязательно.

Люблю грозу в начале мая.

Определенно-личные предложения употребляются в разговорной речи.

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.

В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно.

Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие должно производиться всеми, любым лицом. Цыплят по осени считают.

Часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-го лица. Многие пословицы представляют собой именно такие предложения.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Распределительный диктант с грамматическим заданием.

— Выберите и запишите в два столбика определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

— Выделите грамматическую основу предложений. Чем она выражена?

1) Через два часа снова буду говорить с врачом.

2) В палате еще долго вспоминали его рассказы.

3) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

4) Почему не идешь отдыхать?

5) В комнате выключили свет.

6) Что новенького пишут в газете?

2. Творческое реконструирование.

— Переделайте двусоставные предложения в синонимичные односоставные определенно-личные и неопределенно-личные.

— Выделите грамматическую основу в образованных предложениях.

1) В доме шумят дети.

2) Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.

3) В институте научные сотрудники проведут ряд экспериментов.

4) На площади строители возводят новое здание.

3. Работа с учебником.

(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)

4. Работа в парах.

— Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите вид этих предложений, чем в них выражены сказуемые.

— Вспомните и напишите три пословицы со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица.

1) Умную голову поч..тают (с)молоду.

2) Дело словом (не)замен..шь.

3) После дела за советом (не)ходят.

4) Сначал.. подумай, потом говори.

5) Соловья баснями (не)кормят.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое односоставное предложение?

2) Как делятся односоставные предложения?

3) Какие предложения называются определенно-личными?

4) Какие предложения называются неопределенно-личными?

5) Какое значение могут иметь определенно-личные и неопределенно-личные предложения?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Составить по 3 определенно-личных, неопределенно-личных и предложений обобщенного значения.

 

 


Прослушайте предложения и запишите, какими они являются: А — двусоставными; Б — односоставными.

I вариант

1) Героя в бой водила песня.

2) Землю собирали по кусочкам, по ручьям, высоткам и лесочкам, по дорогам, по селеньям малым.

3) Все пути от Волги и до Буга политы горячей кровью друга.

4) В наступление, боевые рати, сыновей державы собирайте.

5) Танк, почерневший в объятьях пожара.

6) Саперы наводят в ночи переправу.

7) Помню отважных и храбрых ребят, славных друзей и хороших солдат.

8) С боем входим в город Брянск.

9) Помнят всегда и везде победный год наш 45-й.

10) Жить и верить — это замечательно.

11) Без совести и при большом уме не проживешь.

Прочитайте предложения и запишите, какими они являются: А – двусоставными, Б – односоставными.

II вариант

1) Родины себе не выбирают.

2) Правдой все на свете победишь.

3) Обожаю всяческую жизнь.

4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

5) Юность склонна к быстрым обобщениям.

6) Старайся дать уму как можно больше пищи.

7) Лицом к лицу лица не увидать.

8) Многое еще, наверное, хочет быть воспетым голосом моим.

9) Есть в мире сотни замечательных явлений.

10) Полей величие немое.

11) Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех.

12) Усидишь ли дома в восемнадцать лет!


12. Постелите мне степь, заневесте мне окна туманом.

 

УРОК № Тема. Буквы е, и в префиксах пре-, при-

Цель: обучать орфограмме «Буквы е, и в префиксах пре-, при-»; развивать умение учащихся находить в словах изученную орфограмму, пользоваться орфографическим словарем.

Оборудование: учебник, обучающие таблицы, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

1) Выполнение у доски морфемного разбора слов из домашнего задания.

2) Проверка индивидуального задания — чтение наизусть стихотворения Б. Окуджавы.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с таблицами.

1) Ученики определяют общее значение слов с префиксом при-, заполняют таблицу.

Значение префикса при-

 

Присоединение Приближение Близость (около чего-нибудь) Неполноедействие

2) Ученики определяют общее значение слов с префиксом пре-, заполняют таблицу.

Значение префикса пре

Близость по значению к слову очень Близость по значению к префиксу пере-
(очень добрый) (очень красивый) (перегородить) (переслідувати — укр.)

3. Выявление восприятия.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант.

Запишите словосочетания, устно объясните выбор префикса при- или пре-.

Прервать разговор, престарелый ученый, прибежать к финишу первым, приблизиться к лесу, преодолеть все трудности, прилечь на десять минут, немного приоткрыть окно, пришить пуговицу к пальто, решил задач много-премного, прибить доску к забору, добрый-предобрый человек, привезти пассажиров на станцию, самолет приземлился, слегка приподнять ножку стола.

2. Творческий диктант.

Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами именами прилагательными с префиксом при-.

Постройка при усадьбе — приусадебная постройка. Край около моря —.... Участок при школе —.... Тростник у берега —.... Трава у дороги —.... Киоск у вокзала —....

3. Выборочный диктант.

Запишите словосочетания. Первый вариант — с префиксами при-, второй — с префиксами пре-.

Неприступные горы, преподаватель математики, преобладает бодрое настроение, беспрестанный дождь, беспредельные просторы, бесприютный ребенок, приглашать к обеду, приглядеться к темноте, приближаться к берегу.

4. Перевод с украинского языка на русский.

Цель: сравнить правописание префиксов при- и пре- в украинском и русском языках.

5. Задание учащимся с разъяснениями.

— Записать слова приготовить, прекратить, превращение, пригодиться, привыкать, приказать, примерять.

— Выделить в словах префиксы.

— Легко ли определить значение префиксов в этих словах и выбрать правильное написание?

Вывод: правописание таких слов, в которых значение префикса трудно определить, нужно запомнить. В случае затруднения при написании следует обращаться к орфографическому словарю.

6. Задание на развитие орфографической зоркости.

Запишите предложения парами. Найдите слова с префиксами при-, пре-. Объясните разницу в написании, основываясь на разнице лексического значения слов.

Мы сделали приемник, принимающий звуковые передачи.— М. Горький — преемник русских писателей XIX века.

Поезд прибывает без опоздания.— В настоящее время наш класс пребывает на экскурсии в музее.

Слабые люди предают друзей.— Художник придал портрету большую выразительность.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 






 

УРОК № Тема. Буквы з, с в префиксах. Работа над развитием и культурой речи «Все любят сладкое»

Цель: обучать орфограмме «Буквы з, с в префиксах»; вырабатывать умение находить слово с изученной орфограммой, использовать полученные знания для правильного написания слов; развивать навыки чтения вслух, умение придумывать вопросы к прочитанному тексту; воспитывать культуру речи, уважение к чужому мнению.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа с учащимися.

— Расскажите о правилах написания префикса при-. Приведите примеры.

— Расскажите о правилах написания префикса пре-. Приведите примеры.

— Как поступить в том случае, если невозможно точно определить значение префикса?

— Написание каких слов с префиксами при-, пре- вы запомнили?

3. Творческий диктант-списывание.

Замените выделенные слова в предложениях словами с префиксами пре-, при-. Полученные слова запишите.

Мы сели на край скамьи (присели). Стояла великолепная погода (прекрасная). Прохожий на минутку остановился, чтобы прочесть название улицы (приостановился). При температуре ниже нуля вода становится льдом (превращается). Ребята едут в лагерь, расположенный около моря (приморский).

4. Игра «Четвертое лишнее».

Найдите в каждой строчке лишнее слово. Свое мнение обоснуйте.

1) Придорожный, приусадебный, прилечь, пригородный.

2) Прекрасный, предобрый, преумный, преградить.

3) Пришить, прибить, призрачный, приклеить.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Учащимся предлагается записать слова (учитель их записывает на доске), выделить префиксы, подчеркнуть буквы после них. Под руководством учителя учащиеся ведут наблюдения за написанием букв з, с на конце префиксов.

Вывод: префиксы пишутся с буквой з перед звонкими согласными, а также гласными и с буквой с — перед глухими согласными.

2. Практическое упражнение.

Добавьте к словам нужные префиксы и запишите полученные слова.

1) без-, бес-: сердечный, ценный, вкусный;

2) раз-, рас-: сыпать, бросать, шевелить;

3) из-, ис-: жарить, следовать, пить;

4) воз-, вос-: ненавидеть, кликнуть, дать;

5) вз-, вс-: дрогнуть, помнить, тряхнуть.

4. Выявление восприятия.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант с поисковым заданием.

Запишите слова, обозначьте префиксы.

Рассмотреть, сбить, разбить, скользкий; безжалостный, бессменный, близкий, сжечь; избегать, испортить, исследовать, низкий; раздуть, рассеять, сдуть, резкий; разжать, расследовать, сделать, дерзкий.

Найдите в каждой группе «лишнее слово». Какому правилу написания оно подчиняется?

2. Выборочный диктант.

Прослушайте предложения. Найдите в них и выпишите слова с изученной орфограммой. Обозначьте префиксы.

1) Гости в путь, а князь Гвидон дома на сей раз остался и с женою не расстался. (А. Пушкин)

2) Испугался старик, взмолился. (А. Пушкин)

3) Так и вздулись сердитые волны. (А. Пушкин)

4) Разбранила меня моя старуха. Надобно ей новое корыто, наше-то совсем раскололось. (А. Пушкин)

5) И, низвергаясь сквозь туман, блестит и пенится река. (А. Пушкин)

6) Мой сад заглох, мой сад бесследно сгинул. (Н. Некрасов)

7) А между тем заря разгорается. Предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. (И. Тургенев)

3. Творческий диктант.

Запишите предложения, вставляя в них подходящие по смыслу слова с корнями -свет- или -цвет-. Префиксы и корни обозначьте.

1) Летом рано....2) У нас сирень... в мае. 3) Лицо... улыбкой. 4) Мы пошли к морю, когда стало.... 5) Художник написал эту картину в... своих сил. 6) Атака началась на....

4. Перевод с украинского языка на русский.

Наблюдения за написанием префиксов с- (з-) в родственных языка

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 21 (с. 103, 104). Упр. 211, 213. Групповое задание: упр. 223 (устно).



 





Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал