Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Работа по теме урока.
Ход урока I. Введение в тему урока. Приветствие. Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были повторить произведения С.С.Прокофьева. Сейчас будет звучать музыка, постарайтесь определить: – Самостоятельное это произведение или является фрагментом? – Как оно называется? (Слайд 1. См. Приложение 1) * Слушание (См. Приложение 2) “Вальс. Полночь” фрагмент из балета С.С.Прокофьева “Золушка”. – Что за произведение звучало? (Ответы) – Что такое балет? (Ответы) – А где можно посмотреть балет? (В театре) Тема нашего урока “ МУЗЫКА И ТЕАТР ” (Слайд 2) Я предлагаю сегодня виртуально посетить театр. * Знакомство с театрами Театры бывают разные: драматические и театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. Но я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами (слайды 3–11) Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. (Видеопоказ театра Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве) Вы сегодня нарядные, можно было бы и в театр сходить. – Хотели бы побывать в театре? II. Работа по теме урока. – Тогда давайте подойдём к афише. Для чего она нужна? (слайд 12) Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре. – Ребята, как нам быть? На афише некоторые слова не пропечатаны. Давайте всё же попробуем понять, какие слова пропущены. (На афише не дописаны названия произведений, не указанны их музыкальные жанры и фамилии авторов). * Повторение жанров – Мы видим названия спектаклей, но не видим к какому музыкальному жанру они относятся и авторов, которые их создали. Вспомните, к какому музыкальному жанру относится это произведение и кто его автор? Как называется следующее произведение? Назовите его жанр и автора. В чём отличие оперы и балета? Сегодня мы сможем посмотреть фрагменты из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. * А теперь давайте зайдём в театр. – Как в театре надо себя вести? В фойе театра можно купить театральную программу (слайд 13) В ней указаны на титульном листе: название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении. В нашей стране много артистов балета известных во всем мире: Майя Плисецкая, Галина Уланова, Надежда Павлова, Анастасия Волочкова, Владимир Васильев, Юрий Григорович и много других (слайд 14) А также фамилии художественного руководителя театра, режиссера, постановщика танцев, сценического действия, художника и многих других кто принимал участие в подготовке спектакля (слайд 15) – Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа? (Рисует декорации, костюмы) – Можно ли без него обойтись? (Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным) Я хочу зачитать вам мнение режиссера В.Фельзенштейна: “Роль художника в театре очень велика. С первым с кем я встречаюсь после дирижера, является художник. Я не могу приняться за репетицию и даже начать работу над отдельной сценой, пока мне в точности не известно, как будет выглядеть декорация. С ним мы начинаем обсуждать всё: где происходит действие, в какую эпоху, какие нужны реквизиты (необходимые вещи, помогающие лучше представить данное время) и многое другое. Театральный художник должен обладать живописным талантом, живописной фантазией”. В программе есть ещё текст (читаю текст либретто). – Как называется этот литературный текст? (Либретто.) – Что же такое либретто? (Краткое литературное изложение сюжета.) – Какие ещё музыкальные жанры создаются на основе либретто? (Опера, мюзиклы, оперетты.) – Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Только после создания либретто композитор пишет музыку). – В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета? (В исполнении симфонического оркестра ) (слайд 16) – Место, где располагается оркестр, называется оркестровая яма. – Как называют руководителя оркестра? (Дирижер) – Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль. Одним из известных дирижеров является Евгений Светланов. – Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра, но сначала надо выбрать дирижера. * Повторение инструментов Среди предложенных карточек, вы должны выбрать инструменты симфонического оркестра и назвать их, а потом дирижёр рассадит вас по группам. – Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? (слайд 17) – А сейчас попробуйте определить инструменты по звучанию. Узнав, вы должны показать, как на этих инструментах играют (слайд 18) Но посмотрите, уже гаснет свет, появляется дирижёр и звучит музыка. * Видеопоказ увертюры из балета “Щелкунчик” Ребята, вы обратили внимание на то, что занавес ещё не открыли, звучала только музыка, а мы уже словно побывали в сказке. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля. – Кто вспомнит, как оно называется? (Увертюра ) (слайд 19) – О чём нам рассказывает музыка увертюры? (В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте). – А где ещё мы можем услышать увертюру? (Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением). А теперь тишина. Занавес открывается. * Видеопоказ фрагмента из балета “Щелкунчик” (Марш) – Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Давайте вспомним музыкальную форму марша? Здесь её можно не только ощутить, но и наглядно увидеть. – В каком порядке гости Мари танцевали? – Были части похожие? Чем они похожи? (В начале и в конце был маршевый бодрый характер, четкий пунктирный ритм, слышны упругие звуки у духовых и струнных инструментов, но мальчики исполняли не серьезно, а немного шутливо.) – Что можете сказать про звучание середины? (Танцевальный характер, легкое звучание мелодии в высоком регистре флейтой) – Кто же вспомнит музыкальную форму этого фрагмента? (Трёхчастная) – Ребята, а кто является главным действующим лицом балета? (Щелкунчик) Вы видели, как выглядит этот герой в мультфильме, на иллюстрациях к сказке. Давайте посмотрим, как в хореографии воплощён этот образ. Видеопоказ фрагмента Дроссельмейера со Щелкунчиком. – Это образ реальный или сказочный? – Что вы испытывали, когда смотрели видео фрагмент балета? (Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…) – Какое настроение возникает у вас? (Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое) Именно такой образ создаются и в литературе, и в музыке. – Что композитор использует для раскрытия образа? (средства музыкальной выразительности: мажорный лад; подвижный темп; тембровые особенности инструментов задорный, шуточный характер; разнообразные тембры; высокий и средний регистр и т.д.) * Исполнение песни. А в какое время суток происходило превращение Щелкунчика в принца? Давайте сейчас вспомним песню как раз о событиях, которые тоже происходят ночью, пока все дома спят. – Кто помнит название? (“ Бал игрушек ”) (слайд 20) (Вокальная работа над песней) – В заключении исполним песню с элементами хореографии во время вступления, проигрыша между куплетами: девочки имитируют движения кукол, а мальчики изображают стрелки часов.
|