Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Работа по теме урока.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Приветствие.

Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были повторить произведения С.С.Прокофьева. Сейчас будет звучать музыка, постарайтесь определить:

– Самостоятельное это произведение или является фрагментом?

– Как оно называется?

(Слайд 1. См. Приложение 1)

* Слушание (См. Приложение 2)

“Вальс. Полночь” фрагмент из балета С.С.Прокофьева “Золушка”.

– Что за произведение звучало? (Ответы)

– Что такое балет? (Ответы)

– А где можно посмотреть балет? (В театре)

Тема нашего урока “ МУЗЫКА И ТЕАТР(Слайд 2) Я предлагаю сегодня виртуально посетить театр.

* Знакомство с театрами

Театры бывают разные: драматические и театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета.

Но я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами (слайды 3–11)

Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой.

(Видеопоказ театра Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве)

Вы сегодня нарядные, можно было бы и в театр сходить.

– Хотели бы побывать в театре?

II. Работа по теме урока.

– Тогда давайте подойдём к афише. Для чего она нужна? (слайд 12)

Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре.

– Ребята, как нам быть? На афише некоторые слова не пропечатаны. Давайте всё же попробуем понять, какие слова пропущены.

(На афише не дописаны названия произведений, не указанны их музыкальные жанры и фамилии авторов).

* Повторение жанров

– Мы видим названия спектаклей, но не видим к какому музыкальному жанру они относятся и авторов, которые их создали. Вспомните, к какому музыкальному жанру относится это произведение и кто его автор? Как называется следующее произведение? Назовите его жанр и автора. В чём отличие оперы и балета?

Сегодня мы сможем посмотреть фрагменты из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

* А теперь давайте зайдём в театр.

– Как в театре надо себя вести?

В фойе театра можно купить театральную программу (слайд 13)

В ней указаны на титульном листе: название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении.

В нашей стране много артистов балета известных во всем мире: Майя Плисецкая, Галина Уланова, Надежда Павлова, Анастасия Волочкова, Владимир Васильев, Юрий Григорович и много других (слайд 14)

А также фамилии художественного руководителя театра, режиссера, постановщика танцев, сценического действия, художника и многих других кто принимал участие в подготовке спектакля (слайд 15)

– Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа? (Рисует декорации, костюмы)

– Можно ли без него обойтись? (Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным)

Я хочу зачитать вам мнение режиссера В.Фельзенштейна: “Роль художника в театре очень велика. С первым с кем я встречаюсь после дирижера, является художник. Я не могу приняться за репетицию и даже начать работу над отдельной сценой, пока мне в точности не известно, как будет выглядеть декорация. С ним мы начинаем обсуждать всё: где происходит действие, в какую эпоху, какие нужны реквизиты (необходимые вещи, помогающие лучше представить данное время) и многое другое. Театральный художник должен обладать живописным талантом, живописной фантазией”.

В программе есть ещё текст (читаю текст либретто).

– Как называется этот литературный текст? (Либретто.)

Что же такое либретто? (Краткое литературное изложение сюжета.)

– Какие ещё музыкальные жанры создаются на основе либретто? (Опера, мюзиклы, оперетты.)

– Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Только после создания либретто композитор пишет музыку).

– В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета? (В исполнении симфонического оркестра ) (слайд 16)

– Место, где располагается оркестр, называется оркестровая яма.

Как называют руководителя оркестра? (Дирижер)

– Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль. Одним из известных дирижеров является Евгений Светланов.

– Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра, но сначала надо выбрать дирижера.

* Повторение инструментов

Среди предложенных карточек, вы должны выбрать инструменты симфонического оркестра и назвать их, а потом дирижёр рассадит вас по группам.

– Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? (слайд 17)

– А сейчас попробуйте определить инструменты по звучанию. Узнав, вы должны показать, как на этих инструментах играют (слайд 18)

Но посмотрите, уже гаснет свет, появляется дирижёр и звучит музыка.

* Видеопоказ увертюры из балета “Щелкунчик”

Ребята, вы обратили внимание на то, что занавес ещё не открыли, звучала только музыка, а мы уже словно побывали в сказке. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.

– Кто вспомнит, как оно называется? (Увертюра ) (слайд 19)

– О чём нам рассказывает музыка увертюры? (В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте).

– А где ещё мы можем услышать увертюру? (Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением).

А теперь тишина. Занавес открывается.

* Видеопоказ фрагмента из балета “Щелкунчик” (Марш)

– Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Давайте вспомним музыкальную форму марша? Здесь её можно не только ощутить, но и наглядно увидеть.

– В каком порядке гости Мари танцевали?

– Были части похожие? Чем они похожи? (В начале и в конце был маршевый бодрый характер, четкий пунктирный ритм, слышны упругие звуки у духовых и струнных инструментов, но мальчики исполняли не серьезно, а немного шутливо.)

– Что можете сказать про звучание середины? (Танцевальный характер, легкое звучание мелодии в высоком регистре флейтой)

– Кто же вспомнит музыкальную форму этого фрагмента? (Трёхчастная)

– Ребята, а кто является главным действующим лицом балета? (Щелкунчик)

Вы видели, как выглядит этот герой в мультфильме, на иллюстрациях к сказке. Давайте посмотрим, как в хореографии воплощён этот образ.

Видеопоказ фрагмента Дроссельмейера со Щелкунчиком.

– Это образ реальный или сказочный?

– Что вы испытывали, когда смотрели видео фрагмент балета? (Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…)

– Какое настроение возникает у вас? (Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое)

Именно такой образ создаются и в литературе, и в музыке.

– Что композитор использует для раскрытия образа? (средства музыкальной выразительности: мажорный лад; подвижный темп; тембровые особенности инструментов задорный, шуточный характер; разнообразные тембры; высокий и средний регистр и т.д.)

* Исполнение песни.

А в какое время суток происходило превращение Щелкунчика в принца?

Давайте сейчас вспомним песню как раз о событиях, которые тоже происходят ночью, пока все дома спят.

– Кто помнит название? (Бал игрушек) (слайд 20)

(Вокальная работа над песней)

– В заключении исполним песню с элементами хореографии во время вступления, проигрыша между куплетами: девочки имитируют движения кукол, а мальчики изображают стрелки часов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология уроков в современной дидактике | Как ввинтить шуруп
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал