Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология уроков в современной дидактике
Урок истории Общие подходы к уроку истории 2. Типология уроков в современной дидактике [1] Проектирование урока по ФГОС Подготовка учителя к уроку Образовательная ситуация — это сочетание педагогической цели с условиями и обстоятельствами (содержание образования; методы, формы обучения; дидактические и технические средства и т.д.), создающее образовательную среду совместно-распределенной деятельности участников образовательного процесса с целью получения образовательного результата, имеющего форму образовательной продукции (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов). Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов. Типология уроков в современной дидактике 1. Классификация уроков по дидактическим целям: - комбинированный урок; -урок совершенствования знаний, умений, навыков; -урок изучения нового материала; - урок контроля; - урок обобщающего повторения; - урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью. 2. Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок. 3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: - урок-практикум; - урок-семинар; - урок-лекция; - урок-зачет; - урок-игра; - урок-конференция; - урок-экскурсия и др. 4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: - урок организации работы в парах; - урок работы в малых группах; - урок коллективного способа обучения. 5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения: - информирующий урок; - проблемный урок; - исследовательский урок; - эвристический урок. 6. Классификация уроков по типу межпредметных связей: - интегрированный урок; - библиотечный урок; - клубный урок; - медиаурок.
Система эвристического обучения А.В. Хуторского Уроки когнитивного типа: - урок-наблюдение; - урок-эксперимент; - урок исследования объекта; - поисковый урок; - лабораторно-практический урок; - урок постановки проблем и их решение; - урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез); - урок конструирования теорий; - урок-концепт, построение картины мира или ее части; - урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами); - интегративный урок; - метапредметный урок; - межпредметный урок; - урок философского обобщения. 2. Уроки креативного типа: - урок составления и решения задач; - урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); - урок-парадокс; - урок-фантазия; - урок изобретательства; - урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества; - урок моделирования; - урок символотворчества; - урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий); - урок — эвристическая ситуация; - урок открытий; - сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.); - деловая игра; - ролевая игра; - урок-путешествие (реальное, виртуальное); - урок-наоборот (ученик в роли учителя); - урок в школе будущего; - прогностический урок; - урок защиты творческих работ; - урок-олимпиада; - урок творческого обобщения. 3. Уроки оргдеятельностного типа: - урок целеполагания; - урок нормотворчества; - урок разработки индивидуальных образовательных программ; - урок защиты индивидуальных образовательных программ; - уроки с группой работой; - урок-проект (с использованием метода проектов); - урок-консультация (взаимоконсультация); - урок самооценок (взаимооценок); - урок-зачет (самозачет); - урок-рефлексия. 4. Уроки коммуникативного типа: - бинарный урок (ведут два учителя); - урок рецензирования; - урок взаимоконтроля; - урок-вернисаж; - урок-выставка; - урок-аукцион; - урок-конференция; - урок-соревнование; - урок-КВН; - урок-«суд над явлением»; - урок-спектакль; - урок - «круглый стол»; - урок-панорама; - творческий отчет.
Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура: тема урока, класс, дата проведения; учет организационно-расчетного времени; тип урока;
цели урока; оборудование и материалы к уроку;
организационный момент
пути осуществления перехода к основной части:
главная проблема урока;
структура урока: этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;
формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока.;
предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата);
рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски;
задание ученикам по рефлексии их деятельности;
формы контроля и оценки результатов урока; задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально); рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т. п.);
список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку. [1] Д идактика (др.-греч. δ ι δ α κ τ ι κ ό ς — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
|