Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные представления о Востоке. Художественная культура Индии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Урок 7 Цели: - контроль за усвоением знаний учащимися; -изучение восточных цивилизаций, особенностей культуры и религии. Тип урока: комбинированный Методы и приемы: репродуктивный (тест), словесные (беседа, рассказ-лекция) Ход урока: 1 Организационный момент 2 Повторение пройденного материала, контроль 3 Объяснение нового материала А) беседа с учащимися: место Востока в современном мире. Б) рассказ-лекция Индийская культура является одной из древнейших в мире. Роскошная, сказочно богатая, она, казалось, таила в себе все блага мира. Две полноводные реки Инд и Ганг, орошают ее плодородные равнины, южные границы ее омывает океан. Пышные многолюдные города соприкасаются с непроходимыми джунглями, первобытными лесами и бурной тропической растительностью. Литературные памятники «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают об этих городах – широкие улицы с колодцами, дома с коллонадами и террасами, парки с водоемами и купальнями, библиотеки, залы для заседаний. Человек в Индии живет в постоянном, нерасторжимом соседстве с миром природы. Ныне, как и в далекие времена, он полон уважения к ней, благоговения перед ней. Культура, нравы, обычаи, религия Индии кажутся необычными и диковинными взору европейцев. Все живое с давних времен и по нынешний день почитается в Индии священным. В самые отдаленные времена в Индии возникли обособленные касты (варны). Высшая из них – брахманы – служители Брахмы, которые пользовались наибольшим влиянием и почетом, за ней следовала каста кшатриев – воинов, далее шли вайшьи – ремесленный и торговый люд, последняя – бесправная – шудры и самая презираемая прослойка общества – парии (неприкасаемые). Классовые различия были увековечены религией. Культурный фонд Индии первоначальных дней ее истории заключен в древнейших ее книгах. До нас дошли религиозные песнопения «Веды» - красочные рассказы о персонажах индийской мифологии. Это, по сути дела, энциклопедия всех знаний той далекой эпохи, ее представлений о мире, ее идеалов. Ведические боги не имели определенного образа и подразделялись на: небесных (Варуна - бог неба, Ангвины - боги-близнецы предрассветных и вечерних сумерек); земных (Агни-бог огня); атмосферных (Сурья - бог солнца, Ваю-бог ветра). Главным богом считался Индра-громовержец, совмещающий функции воителя и прародителя животворящих сил. В героический эпос включены и индуистская триада богов – Брахма - высшее божество, творец мира рождается из золотого яйца и создает из его половинок небо и землю мужчину и женщину, животный и растительный мир. Вишну – олицетворяет созидательную энергию в борьбе со злом Шива – бог-создатель и бог-разрушитель Индуизм политеистическая религия. Вера в переселение души, деление общества на касты, которым предписан свой путь. В 6 в. до н.э. на северо-востоке Индии складывается буддизм. В 250 г. до н.э. царь Ашока объявил буддизм государственной религией. Буддизм превратился в мировую религию, он овладел территорией Тибета, Индокитая, Японии и др. стран. Внешняя его форма предстает как культ Будд (которых около тысячи) и бодхисатв (божеств). Среди Будд главный основатель религии – принц и отшельник из племени шакья Сиддхартх Гаутаме. Будда – умудренный, просветленный высшим знанием. Буддизм как религия в современной Индии имеет уже немногочисленных приверженцев, но некоторыми своими элементами он вошел в индуизм. В индуизме переплелись идеи древнейшей религии брахманизма и пришедшего ему не смену буддизма. В индуизме главенствует идея сансары, по которой человек не умирает вовсе, а снова и снова рождается только в другом обличье. Он может родиться человеком, принадлежащим к более высокой касте, если вел праведный образ жизни. Религия индуса очень пессимистична. Для них не существует ни рая, ни ада в потустороннем мире. Ад – это сама жизнь. Избавится от страданий можно через перевоплощения. Будда совершил их 10. Великие истины буддизма: - Жизнь – есть страдание, страдания порождены желаниями, нужно избавиться от желаний, путь к преодолению – путь указанный Буддой.. - Восьмеричный путь по заповедям: праведная вера, решимость, речь, долг, жизнь, мысль, помыслы, созерцание. Главная цель – нирвана, такое состояние духа, когда он испытывает абсолют, покой. Главные памятники архитектуры буддизма: 1 Ступа для хранения останков Будды – массивная полусфера с квадратной оградой на вершине, украшенная по центру шестом. Полушария символизируют небесный свод, ограда - божественную гору Меру, шест с 3 каменными тарелками – мировую ось с небесными сферами. Ступу украшали кружевные ворота, рельефы, скульптура. Стремление персонифицировать Будду привело к формированию канона. Идеальным пропорциям бога соответствовал «львиный корпус» - широкие плечи, тонкая талия, стройные ноги. Знаком чрезвычайной мудрости служили: - характерная выпуклость темени; - родимое пятно между бровями; - удлиненные мочки ушей. 2 Пещерный храм – чайтья – воплощает тему мировой горы (Чайтья в Карли). 3 Вихара – кельи монахов с центральным залом для ритуальной службы. 4 Рахта – тип храма, вырубленный из целой скалы – монолит в форме параллепипеда с многоярусной пирамидальной крышей. В начале 12 в. была установлена новая государственная религия – ислам – в переводе с арабского «покорность». Священная книга мусульман – «Коран». Новыми архитектурными сооружениями стали мечети и мавзолеи. Соединение геометрического арабо-мусульманского архитектурного объема и изысканного индийского узора обусловило появление «стиля монголов». Этому стилю свойственны изящество силуэтов, легкость форм, наличие куполов и арок, связь архитектурного ансамбля с парковым окружением. Самым изысканным образцом данного стиля служит мавзолей Тадж-Махал, построенный из белоснежного мрамора и украшенный кружевной резьбой. Поднятый на высокую платформу, он отражается в водах канала и фонтанах. Тадж-Махал как памятник великой любви вдохновлял людей искусства. Так, В. Верещагин впечатления от путешествия по странам Востока воплощает в картине «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Очарованный красотой храма, художник создает на полотне настоящую поэму о силе любви, передав все великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций и связи Мавзолея с окружающим пространством. Кажется весь арсенал живописных средств и приемов использовал художник в создании этого шедевра. 4 Сообщение - «Храм во имя любви» - «Архитектурный ансамбль Мавзолея Тадж-Махал» Индийское пластическое искусство передает не только телесность, но и внутреннее дыхание. Оно представлено скульптурой и танцевальным искусством. Танец трактовался как «искусство рассказа», 108 классических поз танца передавали любое чувство и состояние. Зарождение культового танца связано с религиозными мистериями в честь бога Индры. Пантомима передавала место, продолжительность события, детали обстановки. 4 Подведение итогов. Какие особенности индийской культуры вы знаете? 5 Д/З Индивидуальные сообщения: - Индийская мифология и ее изображение в героическом эпосе «Рамаяна» и «Махабхарата». - Изобразительное искусство Индии.
|