Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественная культура Японии. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Цели: изучение японской художественной культуры; продолжение обучения работе с текстом, его анализ; обобщение пройденного материала. Тип урока: комбинированный Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция, словесное рисование), частично-поисковый (анализ художественного текста), репродуктивный (опрос). Оборудование: тексты японской поэзии, иллюстрации. Ход урока: 1 Организационный момент. 2 Повторение пройденного материала (индивидуальные сообщения и анализ стихов). 3 Объяснение нового материала На характер японской культуры решающее влияние оказало географическое положение страны: Япония расположена на островах Тихого океана и подвержена тайфунам и землетрясениям. Отличительные черты культуры Японии: - лаконизм и простота - мифологичность. Основу мифологии синто («путь /учение богов») составили представления о ками – духах природы, не имеющих зримого облика. В отличие от пантеизма японский синтоизм предусматривал не обожествление природы в целом, а преклонение перед конкретными духами скал, деревьев, водоемов, трав, цветов. Синтоизм обусловил появление особой эстетики, в которой ценилась естественная красота материала и незавершенность формы. В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное становление порядка сопровождалось появлением богов – ками, не имеющих пола и каких-либо внешних признаков. - созерцательное мироощущение и идея духовного подвига как главной движущей силы. Данная идея пришла в Японию вместе с буддизмом, отсюда и особенности архитектуры. Первые монастыри были выстроены в традициях китайского зодчества с тяжелой изогнутой крышей, крепящейся при помощи сложной системы кронштейнов и покрытой серо-голубой черепицей, с красными лакированными колоннами и позолоченными металлическими деталями. Храмовый комплекс Тодайдзи. Скульптура была тождественна человеческой природе, но божественная суть образов подчеркивалась преувеличенными масштабами и величавостью, которая выражалась в надменно поднятой голове, безразличном взгляде и идеальных чертах национального эпического типа. Статуя «Большой Будда». Развивается скульптурный портрет и театральные маски. Распространение буддизма в Японии сопровождалось проникновением письменности и китайских книг и обусловило возникновение литературных произведений. «Кодзики» («Записи деяний древности»)- в них отражены история страны, представления о богах и божественном происхождении японских императоров, описаны основные занятия и обычаи жителей страны. «Манъёсю» - антология японской поэзии, включающая в себя народные и авторские песни. Основная тема – благоговейное отношение к природе: Вершины распростертых гор Как будто белым полотном покрыты, Иль, может быть, Цветы расцветшей сливы Их белизной заставили сверкать? Беседа: Каковы основные образы и цветовая гамма стихотворения, смысловые доминанты данных образов? Продолжение: Развивается эстетика «моно-но-авангард» - стремление запечатлеть наслаждение от созерцания ускользающей красоты. Храмы-дворцы Амиды – нёрай – праобраз рая на земле. Строились на острове, в уединенных горах, близ воды. Неотъемлемой частью ансамбля были пейзажные сады. Главный акцент в храме делался на статую божества. - стилевыми особенностями также являются символизм и живописность (меч – символ защиты, лотос – целомудрие и спасение, веревка – спасение) В живописи главный акцент делался на действие, композицию (взгляд сверху сбоку), изысканные цветовые сочетания (нежно-зеленый, палево-розовый, сизо-голубой), графическую выразительность линий, певуче-музыкальный ритм картины (художник Фудзивара Такайоси, иллюстрирующий роман Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатори»). Самурайская этика опиралась на культ воли, чести, вассальной преданности сюзерену. Замок Химэдзи – «Замок белой цапли» - лабиринт с непреступной башней, окруженный толстыми стенами и рвом. Вместе с тем замок необычайно декоративен. Наиболее самобытным видом искусства стали «философские сады камней». Через композицию сада – микрокосма передавалось ощущение беспредельного мира. Состояние гармонии и тишины позволяет сосредоточиться и обрести гармонию духа. Дайсэн –ин - пейзажный сад с холмами Рёандзи – плоский сад Развивается пейзажная живопись – Сэссю «Зимний пейзаж» Ксилография – цветная гравюра на дереве. 4 Подведение итогов: как особенности менталитета отражаются в культуре. Особенности менталитета: - философичность мышления, религиозность, стремление человека к гармонии с природой, острое переживание ее красоты и желание выразить свой внутренний мир через ее образы. Культурные доминанты искусства Востока: - перманентное проникновение двух начал - мира природы и человека; - идеи мироустройства и нравственные идеалы проявлялись в антропоморфных образах; - универсальные нравственные ценности воплощаются в образах природы; - искусство имело символический характер. 5 Д/З: Театр Японии.
|