Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Солнце. – Замещение его Богом.
Народ привык видеть в светиле дня благодетельного попечителя и покровителя человека, с родительской заботливостью наделяющего его всякими благами. Существование всей живой природы находится в теснейшей связи с появлением и захождением солнца, с различными фазами солнцестояния. С восходом солнца вся природа пробуждается от ночного сна, а по совершении им своего дневного оборота, с наступлением ночи, она прекращает свою деятельность и вновь погружается в сон. По народному представлению солнце утром рождается или загорается, а вечером погружается в море, на отдых: «Встань (пробудись)», – восклицает молодец в сербской песне, – «родило сé сунце». Восток называется стороной, «откуда се јасно сунце радја». «Загоритесь, солнце и месяц», – произносит латышский заклинатель. «Солнце ся в море купае», т.е. «солнце! спочило», – говорят галицкие и угорские русины[408]. Вспомним представление латышей о солнце, которое ложится вечером в золотую лодочку, а утром, восходя на небе, оставляет на волнах лодочку пустой (стр. 106). Весенние лучи солнца пробуждают природу от зимнего оцепенения. Светлые, теплые, продолжительные дни вызывают в ней усиленную деятельность, плоды которой обеспечивают благосостояние человека. По мере приближения солнца к точке низшего его стояния, мрак и холод получают перевес над теплом и светом, природа замирает и застывает, скованная, как и само зимнее солнце, чарами злых духов преисподней, пока животворная сила возродившегося весеннего солнца не разобьет этих оков, не обогреет и не пробудит природу к новой жизни, к новой деятельности. Понятно, что при полной зависимости человека от положения солнца, по отношению к населяемому им месту, весь строй его жизни сложился под влиянием этой зависимости; он издревле с радостью и надеждой на будущее встречал ежегодно рождение солнца, когда начинали прибавляться дни,, с благодарностью приветствовал его весною, когда, после продолжительной зимы, оно освещало и согревало его кормилицу, мать сырую землю, с благоговением и трепетом преклонялся перед его торжественным и в тоже время грозным величием, когда оно достигало точки высшего своего стояния, высшего блеска, проливая на землю наибольшую массу тепла и света и в то же время угрожая смертельными болезнями и засухой. Взгляд древнего славянина на благотворную природу солнца, почти совпадающий со взглядом на тот же предмет народов литовских (ср. выше стр. 106 и сл.), отражается в следующем отрывке из словинской обрядной песни (из Зильской долины), которая поется под липой, при встрече весны:
Le č akej, č akej, sonce, Oj rumjeno sonč ice! Jas ti mam w'liko powé dati, Pa ś e w'liko weč praš eti.
(Ну постой, постой, солнце, Ой румяное солнышко! Я имею тебя многое поведать И еще более.спросить.)
– Jas pa ne mam č akati Mam w'liko obslewatl, Wse dolince ino chriberce, Tudi wse moje s'rotice[409].
(– Я не могу остановиться, Я должно многое осветить, Все долины и горы, И всех моих сирот.)
В сербской песне выражается та же мысль, – солнцева мать спрашивает своего сына: «Где ты будешь спать, кто тебя разбудит»,
Да огријеш земљу и градове, А и ону млогу сиротињу, Голу; босу и не опасану[410].
(Чтобы ты согрело землю и города, И всех многочисленных бедняков, Нагих, босых и неопояса иных.)
В песнях южных славян, именно сербских, очень часто упоминается о родстве солнца с прочими небесными светилами: светлый месяц –его брат, денница – сестра. И на Руси (напр., в Луцк, уезде Волынской губ.) луна и звезды, считаются семьей солнца[411]. Литвины признают месяц мужем, а звезды – детьми солнца[412]. Солнце в поговорках разных славянских народов является со значением божества благого, милосердного, приносящего счастье в дом, в который оно заглядывает: «Еще и в мое оконце блисне (или: загрее) колись солнце» – говорят галицкие русины[413]. «Взойдет солнце и к нам на двор» (великорусс.), «заглянець сонце и в наше воконце» (белорус), «bedzie i przed naszemi wrotami sloń се» (польск.), «doћ ћe сунце и пред наша врата» (серб.), «дè соньце, там и сам Господь» (малорусс.) – обычные поговорки[414]. В песнях скопцов, сложенных в чисто народном духе, нередко даже переделанных из народных песен, с соответствующим замещением некоторых слов или стихов новыми, лже-Христос их (Селиванов) величается солнцем, месяцем, напр.: «Благослови солнце, луна, – Над главами глава царь, – Благослови наш Искупитель… О, свет наше солнышко, – О, свет наше красное, – Сударь батюшка родимый…» Другая песня, сложенная в честь того же Селиванова, начинается так: «Ты свети, свети, свети светель месяц, – Обогрей нас красное солнышко! – Прикатился к нам Государь батюшка…»[415](«Прикатился» – выражение прямо указывающее на уподобления лже-Христа «катящемуся» по небу солнечному кругу или колесу). Вообще дорогие сердцу лица, жених, невеста, мать и пр., величаются народом ярким или жарким солнцем (серб.), красным солнышком (русс.). Ср. Владимир красное солнышко в русских былинах. Чехи, хорутане и сербы клянутся солнцем, а русские простолюдины – светом Божиим: «Чтоб мне свету Божьего не взвидеть»[416]. В большие праздники весенние и летние русский народ ходит караулить «играющее» при восходе своем солнце и приветствовать его песнями. В сербских рождественских песнях солнце, увидев рождество Христово, «од радости тринут (трижды) заиграше» [417]. Купальская или петровская малорусская песня начинается так: «Из-за гори сонечко иде и грае», – или: «Заграло сонечко на Ивана, – Де сходить сонце, сходить, там грае»[418]. «На Ивана рано – соунце играло», – поют белоруссы[419]. Некоторые купальские песни в припевах обращаются к солнцу: «Сонейко, сонейко!» – этим возгласом начинается каждый стих двух белорусских купальских песен, записанных Чечотом[420]. Мораване гадают по солнцу, словаки и русские призывают его как божество в заговорах[421]. Многие обрядные изречения народ произносит, обращаясь лицом на восток или к самому солнцу. В сербской свадебной песне отец уговаривает дочьневесту обратиться к солнцу и помолиться истинному Богу и жаркому на востоке солнцу: «Окрени се сунцу на истоку, – Помоли се Богу истиноме – И жаркоме на истоку сунцу»[422]. В болгарских песнях девушка смотрит на солнце и вопрошает его, или даже крестится на солнце: «К'рст си чини бела Ружа, – К'рст си чини срешта слънце»[423]. «Выйду я в чистое поле, стану на восток лицом, на запад хребтом», – произносит великорусский заклинатель[424], или: «Выйду на широку улицу, на восток лицом, на запад тылом, послонюсь и помолюсь»[425]. «На восток он (молодец) Богу молится», – читаем в русской былине[426]. В Никоновой летописи свет христианской веры сравнивается со светом солнечным: «И бысть благочестие велие, а сияше вера христианская яко солнце»[427]. В древней повести о девицах смоленских, како игры творили, говорится о ночи, «в которое родился пресветлое солнце великий Иоанн Креститель»[428]. Солнцем праведным нередко именуется и Иисус Христос. Затмение солнца, наводящее ужас на человека, издревле служило в народном суеверии знамением предстоявшего общественного несчастья. По общему во всей северной Европе поверью, солнце во время затмения съедается злой силой: «И солнце не бысть светло, но аки месяц бысть, его же невегласи глаголют снедаему сущу», – так объясняли себе затмение и в древней Руси. В Литве верят, что змоки и чародеи постоянно нападают на солнце во время его бега – и оно от того меркнет[429]. Солнце получило на народном языке наименования: бога, солнца – царя или князя, солнца божьего, чада божьего, солнца праведного, солнца красного, солнца светлого и тресветлого. Солнце призывают в песнях, причитаниях и заклинаниях, причем оно нередко, как у латышей и литвинов, именуется «матушкой», его просят проглянуть и осветить и обогреть землю, или подарить красоту (т.е. озарить светом и как бы очистить лицо от некрасивого вида), его вопрошают как всевидящего и всеведущего бога о том, что происходит в далеких местах, молят о покровительстве и помощи в разных случаях, наконец, обращаются к нему с сетованиями и жалобами на недолю. а) Призывания солнечного света: Болгарские девушки вызывают солнце, когда оно нужно бывает для сушки хлеба, сена и пр.:
Печи, печи слжнчице! [430]
(Пеки, пеки, солнышко!)
Из словинской песни (плач девушки):
Sijaj, sijaj solnizhize! [431]
(Сияй, сияй, солнышко!)
Из сербских песен:
– Жарко сунце, oбacјaј ми лице! – Сини жарко од истока, сунце! И разведри мое блиједо лице[432].
(– Жаркое солнце, освети мое лицо! – Свети жарко с востока, солнце, И разведри (развесели) мое бледное лицо.)
В Моравии дети в пасмурную погоду, смотря на тучи, поют:
Vyndi, vyndi, slunko, Za (jak) má kovo zhiiko[433].
(Взойди, взойди, солнышко, Как маковое зернышко.)
Словаки поют:
Rej, sluneč ko, rej, Hory, doly krej, Povyskoč si vejš e, Na tej naš i stř eš e, Kolo udelej[434].
(Гей, солнышко, гей, Покрой (своим светом) горы и долы, Поднимись повыше, На этой нашей крыше, Ступай колесом.)
Из старопольской песни:
Svié č svié č sl'oneczko! [435]
(Свети, свети солнышко!)
В Верхней Силезии приносят в дар солнцу особого рода печения – sloń ć ę ta, при этом пляшут и припевают:
Graj, si once, graj, Tutaj sa tvoi sloń ć ę ta [436].
(Играй, солнце, играй, Здесь твои sloń ć ę ta.)
Из великорусских песен:
– Взойди, ясное солнышко, Обогрей нас, добрых молодцев, Добрых молодцев, со девицами[437].
При появлении солнца в светлое воскресение дети поют:
– Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко, Твои детушки плачут. Солнышко покажись, Красное нарядись…[438]
– Солнышко, вёдрышко, Прогляни, просвети Твои детки плачут…[439]
Когда долго стоит пасмурная погода, дети вызывают солнце:
– Взойди, взойди, солнышко! Сварим тебе борщику, Поставим на елкою, Покроем тарелкою, Положим яичко, Яично скатится, Солнышко схватится.[440]
Из свадебной песни:
Свети, свети, месяц, Нашему короваю! Проглянь, проглянь, солнце, Нашему коровам[441].
Из причитания, коим окликают усопших родителей:
Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской тосковать[442].
Из галицко-русской думки:
Ой убили Николайка под зеленым бучком… Ой засвети, светле солнце, та и в тоты причовки…[443]
б) Просьбы о даровании красоты лица: Из малорусских девичьих заклинаний:
– Сонечко ясне, красне, освичаешь гори, долини, освити мое личко, щоби мое личко було ясне-красне, як сонечко. – Добрый день тоби, сонечко яснее! Ты святе, ты ясне-прекрасне; ты чисте, величие и поважне; ты освищаешь горы и долины и высокие могылы, – освиты мене, рабу Божу перед усим мыром. добротою, красотою, любощамы и мылощамы… Яке ты ясне, велычне, прекрасне; щоб и я така була ясна, велычна, прекрасна пред усим мыром хрыстыянским на викы виков аминь[444].
в) Вопрошения всевидящего солнца о том, что происходит в далеких местах [445]; просьбы о том, чтобы приснился суженый: В болгарской песне молодая женщина, вышедшая замуж в далекой стороне от родительского дома, вопрошает солнце:
Іой, слънце, слънце, іой ясно слънце! Високо греешь, редома гледашъ, Дали виде, слънце, моя-та майка? Моя-та майка, сльнце, и мои-те брате? Мои-те брате, слънце, и мои-те сестре? Мои-те сестре, слънце, и мои-те снахе?..[446]
(Эй, солнце, солнце, эй ясное солнце! С высоты ты светишь, на всех равно глядишь, Видело ли, солнце, мою мать? Мою мать, солнце, и моих братьев? Моих братьев, солнце, и моих сестер? Моих сестер, солнце, и моих снох?..)
Сербск. В свадебной песне «Млада Стана сунце заклинаше»:
О тако ти, мoјe сунцо жарко! Тако сјало, никад не тамнело! Јеси љ данас преко Рисна сјало? Јеси љ Косту дворе обасјало?..
(О ты, мое жаркое солнце! Ты так светило, никогда не померкало! Светило ли ты сегодня над Рисаном? Освещало ли двор Косты (Константина)?..) Далее она расспрашивает солнце о том, как веселятся ее жених и его родня и т.п. В другой свадебной песне девушка становится против «жаркого солнца», кланяется и точно так же задает ему вопросы о том, что делает ее возлюбленный, вспоминает ли он о ней, пьет ли в честь ее здравицы и т.д. Девушки в Среме, чтобы увидеть во сне будущего жениха, молятся вечернему солнцу, показывая на венок: Сунашце на заоду! Као што ти овај венац сада видиш, тако јасно и лепо дај да и ја у сну ноћас видим онога, који ми јеe од Бога суђен.[447] [Солнышко на заходе! Как ты теперь видишь этот венок, дай мне так же ясно в эту ночь увидеть во сне того, кто мне сужден от Бога (моего суженого)]. В словинской (крайнской) песне женщина, находящаяся в разлуке со своим больным ребенком, смотрит в окно на восходящее из-за горы солнце и обращается к нему с вопросом:
Kaj te prá sham, tí rumê no só nze, Kaj mò je bó ino dè tį ze dé la?
(Что спрошу тебя, ты, румяное солнце, Что делает мое больное детище?) Вечером она с тем же вопросом обращается к месяцу[448].
Со времен татарщины, вероятно, сохранился возглас к солнцу русских мальчиков:
Сонечко, сонечно, скажи, віткіля татаре йдуть? [449]
г) Молитвы о покровительстве и помощи в разных случаях: Из сербской свадебной песни: (Брат отпускает сестру свою, при закате солнца. Правой рукой он держит узду, а левой машет на солнце, говоря)
Лако полако, сунашце жарко, Док ceja Неда из двора подје, Из двора подје, у други додје.[450]
(Тихонько, потихоньку (заходи) жаркое солнышко, Пока сестра Неда не пойдет из двора, Не пойдет из двора, не дойдет до другого.)
Из словацкой песни:
Kolo slunkо, kolo, bud' poledne skoro. Este slunko kolej, bud' poledne skorej. Slunateč ko moje postoj ž e mi v miere, Pokel ml sbereme toto pole bielé. Sedaj slunko, sedaj, rovenku si hledaj, Kym rovenku najdeš, az na č isto zajdeš. Sedaj slunko, sedaj, frajera mi hledaj. «Veru nezasednem pokul ho nenajdem».[451]
(Колесом, солнышко, колесом, будь полденьскоро, Еще быстрее, солнышко, колесом, будь полдень скорее. Солнышко мое, постой же в меру (?), Пока мы не соберем хлеб с белого поля. Садись, солнышко, садись, ищи себе ровню, Когда найдешь себе ровню, совершенно зайдешь. Садись, солнышко, садись, ищи мне жениха! – «Конечно не сяду, пока его не найду».) Из великорусских заклинаний:
– (При отыскивании клада.) Матушка, красное солнце! Как ты освещаешь своим светом видение зрака, такожде покажи рабу Божию (имярек) поклажу сию (Симб. губ.).[452] – Гой еси, солнце жаркое! Не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали кукол и полынь траву! (Южн. Сибирь).[453] – Праведнее ты, красное солнце! Спекай у врагов моих, у супостатов, у супротивников, у властей воевод и приказных мужей, и у всего народа Божьего, уста и сердца, и злые дела и злые помыслы, чтобы не возносились, не промолвили, не проглаголали лиха супротив меня (Новгор. губ.).[454] – (На укрощение гнева матери) Солнце ясное, звезды светлые, небо чистое, поля желтые – все вы стоите тихо и смирно, так была бы тиха и смирна моя родная матушка по все дни, по все часы, в ночи и полуночи.[455] – (Присушка) Стану я на сырую землю, погляжу на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болота, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба божия (имярек) о мне, рабе Божием (имярек) – очи в очи, сердце в сердце, мысли в мысли; спать бы она не засыпала, гулять бы она не загуляла.[456]
д) Обращения к солнцу в плачах и сетованиях: В Краледворской рукописи читаем:
Aj ty slunce, aj sluné č ko! Ту li si ž alostivo, Č emu ty svietiš na ny, Na biedné ludi? [457]
(Ax ты солнце, ах солнышко! Отчего ты так печально, Зачем ты (так печально) светишь на нас, На бедных людей?)
Из плача Ярославны (в «Слове о полку Игореве»):
Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси: чему, господине, простре горячую свою лучто на ладе вой?
Кроме приведенных примеров, в песнях и обрядных наречениях всех славянских народов, встречаем обращения к солнцу, именуемому также «богом», «богом на небе» или «на высоте» – обращения, которые ныне нередко понимаются народом как бы отнесенными к христианскому Богу, но которые, несомненно, свидетельствуют о замещении в них имени солнца именем Бога. Впрочем, в иных случаях название Богом именно солнца не может подлежать никакому сомнению, так как оба названия встречаются рядом. В моравской песне просят Бога «светить», – просьба эта, разумеется, относится к солнцу:
Svttaj Воž е, svitaj, Со by spě š ej den byl.[458]
(Засвети, Боже, засвети, Чтобы скорее наступил день.)
Словаки поют:
Svitaj Boze, svitaj, Aby skor mrkalo.[459]
(Засвети, Боже, засвети, Чтобы скорее рассветало.)
В плаче Ярославны (см. выше) солнце названо господином (т.е. господом или богом). В малорусской песне читаем:
И к сонечку промовляе: «Поможь, Боже, чоловику».[460]
На Украине обращаются к солнцу:
– Сонечко, сонечко! Одчини (т.е. открой), боже, виконечко (окошечко).[461]
В малорусских и галицко-русских свадебных песнях просят Бога «светить короваю», – просьба эта в приведенном выше примере (стр. 167a) относилась к месяцу и солнцу, – замещение очевидно:
– Засвети, Боже, из раю Нашему короваю.[462]
– Милый Боже, великий наш буде коровай.
– Проси Бога Марисенько, Щоб Бог дал, Щоб ти ся коровай вдал, Як день белый, Як Бог милый, Як ясное соненько, Что светит в оконенько.
Во всех этих мало- и галицко-русских примерах солнце непосредственно называется «богом», «милым богом». Ср. величание солнца «милым богом» в латышской песне (стр. 107). В других галицко-русских свадебных песнях, которыми сопровождаются разные действия, совершаемые при свадебном обряде (плетение свадебных венков, украшение свадебного деревца и пр.), обращения к Богу и Богородице, которых приглашают сойти с неба, очевидно, также первоначально относились к небесным светилам, именно к солнцу и луне. Таковы, напр., следующие возглашения:
— Сойди, Господи, з неба! Бо нам тя за все треба, Веноньки зачинати, Щастечком укладати. — Сступи, Боже, з неба! Теперь же тя нам треба. Зачни нам веселяйко На наше подворяйко, Тихое, веселое, Абы було щасливое!..
— До нас, Боженьку, до нас! А в нас теперь гаразд, И ты, Божая Мати, Вступай же нам до хаты! Будешь нам помогати Деревце збирати, Всеми пятьма палцями, Шостою долонею, Щобы з доброю долею! — Благослови, Боже, И ты, Божая Мати, Деревце убирати.[463]
На Украине восклицают:
Сонце би тя побило!
в том же смысле, как: «щоб тебе Біг (т. е. Бог) покарав!»[464] В малорусских и галицко-русских песнях встречаем, кроме того, возгласы и припевы вроде следующих:
— Боже, з неба высокаго! [465] — Славен еси, гей славен ее и, наш милый Боже, На высокости, славен еси! [466]и т.п.
В великорусской святочной песне встречаем величание:
Уж как слава Богу на небе, слава! [467]
В польских песнях находим возглашения:
— О Bož e, Bož e w wysokoš i! — О Bož e, moj Bož e, Zwysoklegonieba! [468]
В заключение приведу еще два примера, в которых девушка вопрошает бога о своем возлюбленном, или просит, чтобы он ей приснился. Сравнение этих примеров с вышеприведенными (стр. 168) позволяет с некоторой вероятностью предполагать, что и здесь произошло замещение имени солнца именем Бога. В хорватской песне девушка восклицает:
Da mi je znati, Воž e moj, Gdi se nalazi dragl moj.[469]
(Кабы мне знать, Боже мой, Где находится милый мой.)
Из моравской песни:
Dé mnē Bož e ten dar Со se mně v nod zdá l. Pod naš em voké nkem Hezké š ohajek stá l.[470]
(Даруй мне Боже (чтобы совершилось) то, Что мне приснилось в эту ночь: Под нашим окошком Стоял прекрасный юноша.) Приведенные молитвенные возглашения, обращаемые к солнцу и в наше еще время всеми славянскими народами, также уцелевшие еще в народе остатки почитания и боготворения солнца, проявляющиеся в указанных поговорках, обычаях и обрядах народных, вполне подтверждают справедливость письменных свидетельств о поклонении солнцу у древних славян: Халкондилы (стр. 21) – о чехах, мусульманских писателей (стр. 32, 35) – о балтийских славянах, писателей русских (стр. 34, 35) – о русских[471].
|