![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Эта глава относится к великим главам этой книги. В этой главе говорится о малом многобожии. Речь идет о том, когда человек совершает какое-либо праведное деяние ради мирского, не думая о Последней жизни. Это более общее понятие, чем показуха (рийа). Что касается показухи (рийа), то некий человек совершает молитву, удлиняя её и украшая, для того чтобы люди, увидев это, похвалили его. Однако в этой главе речь идет о другом. Что касается показухи, то мы разбирали отдельные хадисы на эту тему, и люди часто в это попадают. Всевышний Аллах сказал: ﴾ م َ ن ك َ ا ن َ ي ُ ر ِ ي د ُ ا ل ْ ح َ ي َ ا ة َ ا ل د ُ ّ ن ْ ي َ ا و َ ز ِ ي ن َ ت َ ه َ ا ن ُ و َ ف ِ ّ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م ْ أ َ ع ْ م َ ا ل َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا و َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا ل ا َ ي ُ ب ْ خ َ س ُ و ن َ (15) أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ل َ ي ْ س َ ل َ ه ُ م ْ ف ِ ي ا ل آ خ ِ ر َ ة ِ إ ِ ل ا َ ّ ا ل ن َ ّ ا ر ُ و َ ح َ ب ِ ط َ م َ ا ص َ ن َ ع ُ و ا ْ ف ِ ي ه َ ا و َ ب َ ا ط ِ ل ٌ م َ ّ ا ك َ ا ن ُ و ا ْ ي َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ ﴿
«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». (Сура Худ, аяты 15-16) ﴾ م َ ّ ن ك َ ا ن َ ي ُ ر ِ ي د ُ ا ل ْ ع َ ا ج ِ ل َ ة َ ع َ ج َ ّ ل ْ ن َ ا ل َ ه ُ ف ِ ي ه َ ا م َ ا ن َ ش َ ا ء ل ِ م َ ن ن ُ ّ ر ِ ي د ُ ﴿
1 - Люди, которые желают праведными делами чего-то мирского и попадают в малое многобожие - то есть человек совершает праведное деяние, посвящая его только Аллаху, однако он желает награды в мирской жизни, а не в будущей. Например, человек совершает молитву ради Всевышнего Аллаха, желая того, чтобы у него было здороеое тело. Или, например, человек поддерживает родственные связи только ради того, чтобы о нём хорошо отзывались. Человек желает только награды в мирской жизни. Деяния, которые раб совершает в надежде получить мирскую выгоду, не желая при этом получить за них вознаграждение в Последней жизни, делятся на две категории. К первой категории относятся деяния, совершать которые Законотворец повелел, не упоминая о земном вознаграждении, например, намаз, пост и другие подобные праведные деяния. Их нельзя совершать в надежде получить за них награду в этом мире, и если человек поступает таким образом, то он является многобожником. Ко второй категории относятся деяния, за которые Законотворец установил вознаграждение в мирской жизни и совершать которые Он приказал, упоминая о награде, которую можно получить за них и в этой жизни. К таким деяниям относятся поддержание родственных связей, доброе отношение к родителям и т.п. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет увеличения средств существования и увеличения срока жизни, пусть поддерживает родственные узы». Ахмад, 3/156 от Абу Са‘ида аль-Худри. А основа этого хадиса у аль-Бухари и Муслима со слов Анаса. Если, совершая такие деяния, человек помышляет о вознаграждении в мирской жизни и не думает о награде в Последней жизни, то он подвергает себя опасности и совершает одно из проявлений многобожия, даже если поступает искренне ради одного Аллаха. Если же он надеется получить награду как в этой жизни, так и после смерти, то в этом нет ничего плохого, потому что Законотворец призвал нас совершать эти благодеяния, упомянув о мирской награде за них, именно для того, чтобы мы стремились к ней. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто (во время сражения) убьет человека, тому достанутся его трофеи». Ахмад, 5/306 от Абу Къатады. Человек выходит в военный поход, надеясь получить награду Аллаха, но вместе с этим думает и о трофеях. В этом этом никаких проблем. Все эти виды людей попадают под тот аят, который мы разбираем. Некоторые ученые обратили внимание на слова Аллаха в этих аятах: «Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». Они сказали, что речь идет о тех, кто в основе являются неверующими. А что касается того, кто в основе мусульманин, но желает чего-то мирского, то он не заходит в этот аят. Но мы скажем, что он также попадает в этот аят. Ведь, саляфы ввели некоторые группы мусульман в этот аят. Слова «они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня» относятся к тем людям, которые не совершают ничего, что бы приблизило их к Аллаху. Эти слова касаются тех, которые всеми своими делами желали только мирской жизни, не было у них веры и Ислама. А что касается тех, которые имеют веру (иман) и Ислам, то у него станут тщетными некоторые из деяний, а именно те, в которых он придает Аллаху сотоварищей. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамисы, который остаётся довольным, если ему даруется (это), а если нет, то он негодует, да окажется он в бедственном положении, и да вернётся к нему болезнь, и да не найдётся того, кто извлёк бы из его тела колючку, когда он уколется! Да будет блажен тот раб с растрёпанными волосами и покрытыми пылью ногами, который станет держаться за поводья своего коня на пути Аллаха, и, если (его поставят) в охрану, он пойдёт в охрану, если же его (поставят) в тыл, он пойдёт в тыл, (а сам он настолько непритязателен, что) если он просит, то ему не позволяют, если же ходатайствует за кого-нибудь, то его ходатайство не принимают». аль-Бухари, 2887. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
ب ا ب م ن أ ط ا ع ا ل ع ل م ا ء و ا ل أ م ر ا ء ف ي ت ح ر ي م م ا أ ح ل ا ل ل ه أ و ت ح ل ي ل م ا ح ر م ه ف ق د ا ت خ ذ ه م أ ر ب ا ب ا ً
|