Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них - неверующие».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Этот раздел относится к важным разделам этой книги, особенно в наши дни, по причине сильной нужды в этом. Автор сделал основой этой главы аят, в котором сказано:
﴾ ي َ ع ْ ر ِ ف ُ و ن َ ن ِ ع ْ م َ ت َ ا ل ل َ ّ ه ِ ث ُ م َ ّ ي ُ ن ك ِ ر ُ و ن َ ه َ ا و َ أ َ ك ْ ث َ ر ُ ه ُ م ُ ا ل ْ ك َ ا ف ِ ر ُ و ن َ ﴿
«Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них - неверующие». (Сура ан-Нахль, аят 83) Всевышний Аллах описал неверующих в суре «ан-Нахль», которая также называется сурой о милостях, тем, что они отрицают милости Всевышнего Аллаха, хотя знают о них. Они отрицают эти милости тем, что приписывают их не Аллаху, хотя на самом деле, Он дал эту милость. Раб обязан знать, что все милости – от Аллаха, и что достичь совершенного единобожия можно только в том случае, если он связывает все милости и блага с Великим и Могучим Господом. Если же он приписывает их кому-либо, кроме Аллаха, то его приверженность единобожию является недостаточной. Подобное деяние является малым многобожием. Соответствии этого раздела нашей книге в том, что есть много слов на языках людей, которые приводят к этому отрицанию. В этой главе говорится о словах, которые приводят к малому многобожию. Человек приписывает милости не Аллаху, хотя Он сказал:
﴾ و َ م َ ا ب ِ ك ُ م م ِ ّ ن ن ِ ّ ع ْ م َ ة ٍ ف َ م ِ ن َ ا ل ل َ ّ ه ِ ﴿
«Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха». (Сура ан-Нахль, аят 53) Это явное указание на всеобщность (‘умум). Приход слова в неопределенном состоянии (накира) в отрицательном контексте указывает на всеобщность. А перед словом в неопределенном состоянии (накира) пришла частица «م ن» - /мин/ - что в свою очередь еще сильнее подчеркивает всеобщность. Из этой всеобщности ничего не исключается. Значит в аяте содержится указание на то, что всякая милость (малая или большая, великая или ничтожная) от Аллаха. Рабы являются всего лишь причиной того, что к ним попала милость. Создание не является тем, кто дает тебе милость. Поистине, даровал эту милость Господь. Это является полнотой единобожия. Сердце единобожника знает, что всякая вещь в царстве Всевышнего, либо Он её дает, либо забирает. Всевышний Аллах сказал:
﴾ م َ ا ي َ ف ْ ت َ ح ِ ا ل ل َ ّ ه ُ ل ِ ل ن َ ّ ا س ِ م ِ ن ر َ ّ ح ْ م َ ة ٍ ف َ ل ا م ُ م ْ س ِ ك َ ل َ ه َ ا و َ م َ ا ي ُ م ْ س ِ ك ْ ف َ ل ا م ُ ر ْ س ِ ل َ ل َ ه ُ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ ه ِ ﴿
«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него». (Сура Фатыр, аят 2) Любая милость от Всевышнего Аллаха, а рабы всего лишь являются причиной. Поэтому обязательно нужно приписывать милость к Тому, Кто её дает, а не к тому, кто является причиной. Ведь, если Всевышний Аллах пожелает, Он сделает так, что причина перестанет работать. Если причиной является человека, то сердце человека находится между пальцами Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах пожелает, он остановит этого человека, и тот перестанет быть причиной. Шейх уль-Ислям (да смилуется над ним Аллах) сказал, что любой человек, связывающий свое сердце с творением, обязательно будет унижен и оставлен без помощи. Это наблюдается у большинства мусульман. Мусульманин обязательно должен связывать свое сердце только с Аллахом. Он должен знать, что все милости - от Всевышнего Аллаха, а рабы - это всего лишь причина. В этом и заключается сущность единобожия.
Муджахид сказал, что смысл этого (аята) в том, что человек говорит: «Это — моё имущество, которое я унаследовал от моих предков». Передал ибн Джарир ат-Табари в тафсире, 14/158. См. также «Дар уль-Мансур», 5/155. Эти слова несовместимы с совершенным единобожием и являются проявлением многобожия, потому что такой человек считает, что это имущество он приобрел благодаря себе и своим предкам. Но в действительности именно Аллах одарил этим богатством его предков, а затем смилостивился над ним самим, определив для него долю в наследстве. Все это является милостью и щедростью Великого и Могучего Аллаха. Родитель является всего лишь причиной, благодаря которой человек приобретает имущество. Отцу или владельцу имущества даже не разрешается распределять наследство так, как ему угодно, потому что в действительности все его богатство не является исключительно его собственностью. Всевышний Аллах сказал:
«И одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам». (Сура ан-Нур, аят 33) Имущество принадлежит Аллаху и Он делит его так, как пожелает. Раб должен знать то, что имущество, которое доходит до него по причине его родителей, доходит только по милости Всевышнего Аллаха. Его отец, мать и родственники всего лишь являются причиной. Поэтому человек должен возносить хвалу Всевышнему Аллаху за эти милости, а только затем благодарить того, кто стал причиной.
Аун ибн Абдуллах сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то так бы не случилось». Передал ибн Джарир ат-Табари в тафсире, 14/158. Это похоже на слова «Если бы не пилот, то мы бы погибли!», «Если бы водитель не был профессионалом, то случилось бы так-то и так-то», или другие похожие высказывания, в которых люди связывают произошедшее событие с его непосредственной причиной, которой может быть человек, предмет, место или другие творения Аллаха, такие как дождь, вода или воздух. На самом же деле, эта вещь случается по предопределению Всевышнего Аллаха. Поэтому раб должен проявлять единобожие и говорить: «Если бы не Аллах, а затем такой-то...», то есть ставить причину на второе место.
Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: " Мы добились этого из-за заступничества наших божеств"». См. «Шифаа аль-‘Алиль», стр. 36. Когда таким людям перепадает добро, они вспоминают, что обращались с молитвами к святым, пророкам, истуканам или идолам и говорят: «Боги заступились за нас, и благодаря этому мы получили это добро». Они вспоминают своих богов и забывают о том, что только Аллах одаряет их благами, и что Аллах не принимает заступничества, в котором есть хотя бы доля многобожия.
После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас Ибн Теймийа писал: «В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища». См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 8/23. Этой главе необходимо уделять большое внимание, потому что Аллах одарил нас бесчисленными милостями, и мы обязаны связывать все эти щедроты и блага с нашим Великим и Могучим Господом, поминать Его посредством этих благ и благодарить Его за них. Для выражения благодарности за дарованные щедроты человек должен связывать их с тем, кто одарил его ими. Это – первая степень благодарности, о которой Всевышний сказал:
«И возвещай о милости своего Господа». (Сура ад-Духа, аят 11) Это значит, что человек должен говорить: «Это произошло по милости Аллаха. Это – одна из щедрот Аллаха». Но если его сердце обращается с благодарностью к творению, то он увязает в одной из форм многобожия, которое подрывает совершенство его единобожия.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разъяснение познания и отрицания блага Аллаха. 2. Подобное распрастранено у многих на языке. 3. Подобные высказывания называются «отрицанием блага Аллаха». 4. В сердце человека может сочетаться две противоположности.
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»
[Шейх Салих али Шейх говорит]: В этом разделе содержится указание на некоторые выражения, в которых содержится многобожие, то есть придавание Всевышнему Аллаху равного. Человек попадает в это, приписывая милости кому-либо кроме Аллаха, или клянется не Аллахом, или говорит: «Так пожелал Аллах и ты». Это является малым многобожием.
Всевышний Аллах сказал:
﴾ ف َ ل ا َ ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ْ ل ِ ل َ ّ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا و َ أ َ ن ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ ﴿
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (Сура аль-Бакара, аят 22)
Этот аят включает в себя запрет и на большое многобожие, и на малые его виды. Слово «أ ن د ا د» пришло в неопределенном состоянии (накира) в запретном контексте, а это указывает на всеобщность. Среди придавания Аллаху равных есть то, что выводит из ислама, а есть то, что не выводит из него.
В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является многобожием, которое более скрыто, чем следы муравья, ползущего по чёрному, гладкому камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь: " Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью! " или " Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: " Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: " Если бы не Аллах и такой-то". Не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха. Во всех этих выражениях присутствует многобожие». Передал ибн Аби Хатим в тафсире, 1/62. Шейх Сулейман ибн Абдуллах назвал иснад хорошим (джеййид).
Подлинное единобожие достигается тогда, когда в сердце человека не остается никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Нет у Него ни сотоварищей, ни равных, и поэтому запрещается даже клясться кем-либо, помимо Аллаха, или говорить: «Так пожелали Аллах и такой-то!» Эти и другие подобные выражения запрещены, потому что мусульманину полагается связывать происходящие события с Аллахом. Дозволенными являются две степени в словах, и одна из них лучше, чем другая, а все остальное является запретным.
1 - Совершенная степень - ﴾ ا ل ك ا م ل ة ﴿ - приписывание всех действий только Всевышнему Аллаху, даже если кто-то другой является причиной. Например, человек говорит: «Если бы не Аллах, то этого бы не произошло». 2 - Дозволенная степень - ﴾ ا ل ج ا ئ ز ة ﴿ - например, человек говорит: «Этого бы не произошло, если бы не Аллах, а затем такой-то». Это высказывание не противоречит единобожию, потому что в нем подчеркивается, что участие творений стоит на ступень ниже той милости, которую человеку оказывает Аллах, однако оно не является совершенным. Вот почему Ибн ‘Аббас сказал: «Не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха». То есть он призывает к совершенной степени, а не к дозволенной. Что же касается запрещенных высказываний, то Ибн ‘Аббас сказал, что в каждом из них присутствуют элементы многобожия. Это относится, например, к словам: «Если бы не Аллах и такой-то…», используя частицу «و», то есть союз " и". Эта частица связывает однородные члены предложения, но не подчеркивает разницу в степени их участия. Что касается слова«ث م» - /а затем/ - подчеркивает разницу в степени участия и указывает на последовательность событий во времени. Это общеизвестно для всех, кто изучал смысл этих частиц. Поэтому, если человек скажет: «Если бы не Аллах и такой-то», то он впадет в малое многобожие.
Передают, что Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху». Передал ат-Тирмизи, 1535; Абу Дауд, 3251. Клятва (ا ل ي م ي ن) – это подтверждение правдивости собственных слов посредством упоминания того, кто почитается теми, кто участвует в разговоре. В арабском языке при произнесении клятв упоминаются частицы «و», «ب» и «ت». Мусульмане обязаны подтверждать правдивость своих слов только клятвами именем Аллаха, потому что только Великий и Могучий Аллах заслуживает подлинного почитания и возвеличивания. А что касается людей, то они не являются великими, чтобы клясться ими. Поэтому кто желает принести клятву, пусть клянется только Аллахом. Если же человек клянется кем-либо, помимо Аллаха, то он впадает в неверие или многобожие. Почему так? Потому что своим поступком он возвеличивает творение так, как надлежит возвеличивать одного Аллаха. Клятва не именем Аллаха относится к проявлениям малого неверия и малого многобожия, но может привести к великому многобожию, если человек станет возвеличивать творение так, как надлежит возвеличивать Аллаха, поклоняясь ему. Посредством клятвы человек возвеличивает того, кем он клянется. Если же человек помимо клятв возвеличивает человека, поклоняясь ему, то это уже перерастает в большое многобожие. Клятва не именем Аллаха является проявлением многобожия, даже если человек всего лишь произносит ее устами, не скрепляя ее в душе. Это относится к людям, которые часто клянутся Пророком, Каабой, честью, святыми и т.п. Они повторяют эти слова, не вкладывая в них их истинного смысла, и их клятвы можно рассматривать как пустословие, однако они все равно относятся к проявлению многобожия, потому что подразумевают возвеличивание творений наряду с Великим и Могучим Аллахом.
Абдуллах Ибн Мас‘уд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом». Передали Абду-р-Разакъ, 15929; ибн Аби Шейба, 12281; ат-Табарани в «аль-Кабир», 8902. Это объясняется тем, что клятвы не именем Аллаха являются тяжким грехом и проявлением многобожия. Лживая клятва также является тяжким грехом, однако малое многобожие опаснее остальных тяжких грехов. Поэтому Ибн Мас’уд предпочел бы солгать, оставаясь приверженцем единобожия, нежели сказать правду, приобщив сотоварищей к Аллаху. Вознаграждение за единобожие больше, чем наказание за ложь, и наказание за приобщение сотоварищей к Аллаху ужаснее наказания за ложь.
Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: " Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: " Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то». Передали ат-Тайалиси, 430; ибн Мубарак в своем муснаде, 180; Ахмад, 5/384; ибн Аби Шейба, 26690; Абу Дауд, 4980; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 10821. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал нам, как правильно выражаться. Не нужно приравнивать желание раба с желанием Аллаха. Раб обязан очищать свою речь, чтобы возвеличивать Всевышнего Аллаха. Сердце, возвеличивающее Аллаха, не может использовать слова, которые приравнивают Аллаха с творением. Этот запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носит категорический характер, потому что человек, ставя желание творения в один ряд с желанием Аллаха, совершает малое многобожие. Что же касается слова “затем”, то оно указывает на то, что желание раба зависит от желания Великого и Могучего Аллаха. Всевышний сказал:
﴾ و َ م َ ا ت َ ش َ ا ؤ ُ و ن َ إ ِ ل ا َ ّ أ َ ن ي َ ش َ ا ء ا ل ل َ ّ ه ُ ر َ ب ُ ّ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ﴿
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров». (Сура ат-Такуир, аят 29)
Ибрахим ан-Наха‘и считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: " Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: " Если бы не Аллах и такой-то..."». Использование союза “и” означает, что человек одновременно прибегает к защите Аллаха и защите Его творения. Прибегание к защите имеет видимую и скрытую сторону. Последняя заключается в том, что человек со страхом и надеждой ищет защиты и покровительства того, к кому он обращается за помощью всей душой. Безусловно, таким образом подобает прибегать только к защите Аллаха. Следует отметить, что ранние мусульмане, как правило, не разрешали или порицали деяния, которые категорически запрещены. В некоторых сообщениях эти слова не означают категорический запрет, однако это относится только к тем случаям, по поводу которых нет ясных священных текстов.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разъяснение 22-го аята из суры «аль-Бакара» в отношении приобщения к Аллаху равных. 2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу большого многобожия, в том смысле, что он включает и запрещение малого многобожия. 3. Клятва не Аллахом является многобожием. 4. Правдивая клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом. 5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
ب ا ب م ا ج ا ء ف ي م ن ل م ي ق ن ع ب ا ل ح ل ف ب ا ل ل ه
|