Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Консультирование при переживании утраты
На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, " охлаждении", словно чувства проваливаются куда-то вглубь В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся После первой реакции на смерть близкого человека - шока, отрицания, злобы - происходит осознание утраты и смирение с ней. Типичное проявление скорби - тоска по умершему (Parkes, Weiss, 1983). Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта. " Все ли я сделал для умершего? ", " Достаточно ли уделял ему внимания? ". Вспоминаются случаи несправедливого отношения к умершему, и страдающий человек заверяет себя в совсем ином поведении, будь возможность все вернуть. Консультант должен с пониманием воспринимать эти сложные переживания как неизбежное изживание скорби. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологической защиты. Следует отметить, что " работа скорби" не для всех людей является эффективной стратегией преодоления утраты. Многое зависит от стиля реагирования. С окончанием " работы скорби" происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается. Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему - главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Выделяется несколько типов патологической скорби: 1. " Блокирование" эмоций во избежание интенсификации процесса скорби. 2. Трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем. 3. Растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти. 4. Чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказывать себя. Иногда такое наказание реализуется посредством самоубийства.
|