Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Просто любовь.
Это несколько мыслей о других видах любви: о любви детей к родителям, мужчины к женщине, мужчины к мужчине, женщины к женщине, о любви к природе, к прекрасному, к Богу, к жизни, о любви к людям, к истине. Так или иначе все эти виды любви возникают в психологическом консультировании как тема, которую надо обсуждать с другим человеком. О любви детей к родителям В практике психологического консультирования этот тип любви никогда не обсуждается открытым текстом, мне не встретилось ни одного взрослого человека, который хотел бы обсуждать содержание чувств ребенка или детей к нему и не было ни одного подростка или молодого человека, которые стремились бы выразить свои чувства к родителям. То, что с чувствами происходит нечто непонятное, что-то не то, взрослые описывают в категориях управления поведением ребенка (" Не слушается"), а ребенок (любого возраста) не склонен вербализировать свои чувства к родителям, он выражает их другими средствами - при консультировании, как правило, в рисунке семьи. Главными причины для работы в психологическом консультировании: 1) в концепции человека, которая транслируется многими людьми, преобладают когнитивные составляющие; 2) бытовая философия - практическая философия жизни - ориентирована на проявление пассивности в решении жизненных задач. Чувства - источник активности человека, более подвижный, чем интеллектуальные процессы, их проявление обесценивается за счет философии, того ее содержания, которое конкретизируется в концепции жизни; 3) в общении людей преобладают оценочные суждения, фиксирующие в большей степени негативные проявления отношений. К сожалению, обидеть и унизить может большинство людей, а поддержать и ободрить - немногие; 4) авторитарный, манипулятивный подход к отношениям с детьми делает ненужным проявление искренних чувств. О том, что " король голый" (как в сказке Андерсена), ребенок может не сказать, если ему это психологически невыгодно. 5) ребенка (малыша и подростка) почти никогда не спрашивают о содержании его чувств, если анализируют (пытаются анализировать) его поведение. Анализ строится чаще всего с позиций долженствования. " Ты был должен, а не..." Что нового можно сообщить взрослым в ситуации психологического консультирования? Отвечая на этот вопрос, я ориентируюсь на опыт, который подарила мне жизнь в работе с людьми. Дети могут испытывать к родителям самые разные чувства, в том числе и негативные, они не обязаны любить своих родителей. О любви мужчины к мужчине, о любви женщины к женщине Этот вид любви в психологическом консультировании мне приходилось анализировать нечасто, но всегда это была ситуация, требующая ответа на вопрос о нормальности таких отношений. Какая информация востребовалась людьми: чаще всего это информация о природе сексуальности человека; о половой идентификации, ее механизмах и возможности воздействовать на них; об учреждениях, которые работают по изменению пола человека; о собственной нормальности (" Я же не сумасшедший? Я же не больной? ") и полноценности (" Я же могу жить и работать", " Я же не виноват, что таким уродился? "). О любви мужчины к женщине Крайне редкая тема в психологическом консультировании, но на ней стоит остановиться специально. Она возникает на фоне семейного консультирования при работе с жизненными задачами ребенка, у которого что-нибудь не ладится в школе. Исследование положения ребенка в семье приводит к анализу содержания его идентификации, и тогда тема любви родителей, проявленности их отношений друг к другу может стать предметом консультирования. В этом случае она перерастает в тему родительской любви и тему Я, которые предполагают движение и в отношениях мужчины и женщины. В этом случае она обсуждается только в контексте семейных отношений, что, естественно, не исчерпывает всей глубины темы любви мужчины и женщине. Неразделенная любовь - сложное психологическое переживание в любом возрасте. Для взрослого человека оно осложняется тем, что многие структурные образования его психической реальности обладают высокой степенью устойчивости, автоматизированности, что затрудняет их осознание и трансформацию. Если психическая жизнь человека отличается пустотой и идентификация Я с Я не является сущностной характеристикой психической жизни, то воздействие на свойства его переживания существенно затруднено. Думаю, что это та ситуация, когда человек живет собственным переживанием, - редкая для него самого возможность актуализации своего Я как существующего. О любви женщины к мужчине Эта тема много раз была предметом обсуждения с женщинами, которые прожили в счастливом браке около двадцати лет, и, неумолимы законы супружеский жизни, наступил ее очередной кризис, который " сломал все". В общем-то эту тему можно переформулировать так: " Как вернуть мужа, которого я по-прежнему люблю? " Я не знаю, разрешились ли ситуации именно так, как хотели этого женщины (все, исключений не было). Могу рассказать о том, что было новым для самих женщин в ситуации консультирования, чего они не знали, а " лучше бы этому учили, ну не в школе, так в институте или еще где-нибудь". Выделяю основные идеи, которые воспринимались как необходимые для выработки плана дальнейшей жизни: мужская и женская сексуальность развиваются и угасают по-разному; семейные отношения, как и все отношения, неизбежно связаны с кризисами - кризисы можно предотвратить или смягчить, если знать их природу; самоотношение влияет на отношение других людей (другого человека); любую ситуацию жизни можно оценить по-разному; есть стратегия оценки ситуации и ей можно научиться, чтобы принять правильное (для вас) решение. О любви к природе и к прекрасному Эта тема возникала только как " средство для восстановления сил", если люди вводили ее как содержание общения. В обсуждении с человеком возможных способов переструктурирования его психической реальности - изменения его жизни -всегда предлагала разные формы общения с природой и занятия искусством (любым). Этот " выход из жизненных трудностей" давно известен людям, но люди пожилого возраста испытывают неловкость в осуществлении первых проб рисования, вышивания, резьбы и других, но, как показывает практика работы с людьми, именно их усилия оказываются существенными для воздействия не только на задачи их собственной жизни, но и на содержание жизни окружающих их людей. О силе примера - жизненного примера - как основания идентификации нет смысла забывать и пренебрегать его значением при решении задач консультирования. (Бабушка, записавшаяся на курсы английского языка в свои 65 лет, буквально спасла взрослого внука от депрессии). О любви к Богу При обсуждении темы страдания обязательно возникает тема Бога. Я придерживаюсь христианской этики, ее воспринимало большинство людей, с кем мне приходилось обсуждать этот вопрос. Думаю, что психологу надо быть готовым к обсуждению данной темы. О любви к жизни. Это самая трудная тема в психологическом консультировании, так как она присутствует в каждой ситуации работы как содержание концепции жизни всех участников профессиональной работы психолога. Психолог решает ее со своих философско-этических позиций. Мне ближе жизнеутверждающая этика, ее я и придерживаюсь. Основная идея данной этики: жизнь - это творчество - позволяет воспринимать жизнь во всем ее многообразии проявлений и не бояться непохожести людей и их судеб на свою собственную. Она дает возможность находить силы для жизни не только вне своего
|