Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ростовский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» (г. Ростов-на-Дону) Кафедра гражданского права ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция Профиль (специализация) гражданско / уголовно /административно/ правовая Учебно-методический комплекс по дисциплине СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы Ê ó ð ñ 3 Ñ å ì å ñ ò ð û: 4, 5 (заочная на базе ВПО), 4, 5, 6 (заочная на базе среднего (полного) общего образования), 4, 5, 6 (на базе СПО), 5, 6 (очная), 4, 5 (очная на базе СПО). Форма обучения: очная, заочная Срок освоения ООП по форме обучения: Очная - 4 года; Очная на базе СПО - 3 года; Заочная на базе среднего (полного) общего образования - 4 года; Заочная на базе СПО - 3 года; Заочная на базе ВПО - 3 года. Квалификация (степень выпускника) «Бакалавр»
Ростов-на-Дону, 2014
Составители: Колодкина В.Н. доцент Ростовского филиала ФГБОУВПО «РГУП» Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного бюджетного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция
Обсуждены на заседании кафедры гражданского права (протокол №___ от____________ 201 года).
Заведующий кафедрой гражданского права Ростовского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия правосудия» Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор, ___ . @ Ростовский филиал ФГБОУ ВО «РГУП» 2014 © Колодкина В.Н., 2014 Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
Виды и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине, формы контроля.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются: изучение лекционного материала по конспекту лекций; изучение основной и дополнительной литературы; решение практических задач; написание докладов (эссе); составление проектов документов; отслеживание новейших изменений в законодательстве, и тенденций в судебной практике; выполнение контрольных и курсовых работ; изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям).
Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя, проверка контрольных и курсовых работ. При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания докладов, контрольных работ) преподаватель может предложить студенту изложить содержание выполненной им письменной работы (в том числе на практических и семинарских занятиях), основное внимание уделяется разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа наряду с аудиторной является одной из важнейших форм учебного процесса. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Для её успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей. Успех подготовки при этом зависит от качества самостоятельной работы студента, которая предполагает: систематическое изучение материала учебника, анализ норм Семейного кодекса РФ и их комментариев, даваемых в специальных изданиях, знакомство с постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, чтение иной юридической литературы по тематике. Изучение курса " Семейное право" должно строиться на гармоничном сочетании аудиторной и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа позволяет проверить усвоение материала, который не изучался в ходе аудиторных занятий, сформировать определенные навыки работы с нормативными правовыми актами и литературой, анализа правовых ситуаций, толкования норм законодательства и обобщения судебной практики. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение. Она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста. Все новеллы Семейного кодекса РФ должны быть изучены и проанализированы студентами на практических (семинарских) занятиях и в ходе самостоятельной работы. Основными формами самостоятельной работы студентов являются: изучение лекционного материала по конспекту лекций; изучение основной и дополнительной литературы, решение практических задач, составление проектов документов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям). При решении практических задач студенты могут пользоваться любыми материалами (нормативными актами, материалами судебной практики и литературой), рекомендованными в планах семинарских и практических занятий. Важной частью самостоятельной работы студента является отслеживание новейших изменений в законодательстве, и тенденций в судебной практике, которое следует проводить либо по официальным печатным изданиям (Российская газета, Собрание законодательства РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ и т.д.), либо с использованием официальных сайтов например https://www.rg.ru/Anons/Zakon/; https://www.supcourt.ru/mainpage.php; https://www.rostoblsud.ru/, а так же с использованием нормативных баз данных – Гарант, Кодекс, Консультант Плюс и др. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание докладов. Целью написания докладов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными (в том числе монографическими, периодическими) и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы. При самостоятельной подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, при написании письменных работ рекомендуется использовать справочную правовую систему «Гарант», «КонсультантПлюс», а также Интернет. Самостоятельная работа способствует: - углублению и расширению знаний; - формированию интереса к познавательной деятельности; - овладению приемами процесса познания; - развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа должна выполняться с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя. При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания докладов, контрольных работ) преподаватель может предложить студенту изложить содержание выполненной им письменной работы (в том числе на практических и семинарских занятиях), основное внимание уделяется разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков.
Предметом изучения данного курса является гражданское процессуальное право. Поэтому, наряду с учебными руководствами и литературой, указанной в настоящем УМК, нужно самым тщательным образом изучать нормативные источники семейного законодательства, прежде всего Семейный кодекс РФ. Надо также следить за изменениями в законодательстве, которых с момента принятия Семейного кодекса РФ №223 фз от 29.12.1995г. вступил в действие с 1 марта 1996г.) в 1995 году в него внесено уже немало. Также следует учитывать и относящиеся к семейному законодательству постановления Конституционного Суда РФ. Для того чтобы знания, приобретенные при изучении источников права и учебной литературы, были глубже, надо ознакомиться с судебной практикой, знать те постановления Пленума Верховного Суда РФ, на которые имеются ссылки в учебной литературе, и которые будут рекомендоваться лекторами или преподавателем группы на практических занятиях или консультации (см. подраздел «Судебная практика»). Студентам рекомендуется систематически изучать опубликованную судебную практику по журналу «Бюллетень Верховного Суда РФ», в котором публикуются руководящие постановления Пленума, а так же решения и определения по конкретным делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ по первой, кассационной инстанции и в порядке надзора. Хорошо представлена судебная практика и в электронных справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант». Изучая курс семейного права, следует учитывать, что в рекомендованных учебниках и учебных пособиях многие вопросы решаются неоднозначно, что требует от студента выработки самостоятельного и критического подхода к осмыслению и оценке прочитанного. Как правило, в учебниках дается ссылка на иные позиции, однако, для подробного ознакомления с аргументами сторонников другой точки зрения желательно прочитать по дискуссионным вопросам несколько учебников. Это тем более необходимо при написании курсовых, контрольных работ, подготовке к семинарам.
3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям:
Вариант № 1 1. В чьем ведении находится семейное законодательство? А. в исключительном ведении субъектов РФ; Б. в исключительном ведении РФ; В. в совместном ведении РФ и ее субъектов. 2. Когда вступил в действие Семейный кодекс РФ? А. с 1 мая 1995 г.; Б. с 1 января 1996 г.; В. с 1 марта 1996 г. 3. В какой степени родства находятся племянница и дядя? А. во второй; Б. в четвертой; В. в пятой. 4. Прокурор в целях осуществления защиты законных прав и интересов ребенка может? А. предъявить иск в суд с требованием о лишении родительских прав; Б. предъявить иск в суд с требованием о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; В. участвовать в деле об отмене усыновления. 5. Какие категории дел не могут рассматриваться мировым судьей? А. дела об определении места жительства ребенка; Б. дела об усыновлении; В. дела об установлении отцовства. 6. Какие положения предусматривал КоБС РСФСР 1969 г.? А. единый брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет; Б. институт усыновления; В. права несовершеннолетних детей. 7. Не являются источниками семейного права? А. Налоговый кодекс РФ; Б. ФЗ «Об актах гражданского состояния»; В. ФЗ «Об опеке и попечительстве». 8. Субъектами семейных правоотношений являются: А. супруги и бывшие супруги; Б. дети, родные братья и сестры; В. органы ЗАГСа. 9. Определение понятия семья закреплено: А. в Конституции РФ; Б. в СК РФ; В. в науке семейного права. 10. Органы опеки и попечительства – это А. подразделение МВД; Б. органы при государственной Думе РФ; В. органы исполнительной власти субъекта РФ.
Вариант № 2 Законный режим имущества супругов это: А. режим совместной собственности; Б. режим раздельной собственности; В. устанавливается брачным договором. Какое имущество относится к совместной собственности супругов? А. доходы каждого из супругов от трудовой и предпринимательской деятельности; Б. пенсии и пособия; В. имущество, полученное в наследство. 3. Какие обстоятельства не являются препятствием к заключению брака? А. близкое родство; Б. недееспособность лица вступающего в брак; В. отсутствие заключения медицинского обследования одного из лиц, вступающего в брак. В каких случаях расторжение брака производится в органах ЗАГСа? А. один из супругов признан недееспособным; Б. один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше пяти лет; В. один из супругов имеет ребенка в возрасте 17 лет. Какой брачный возраст установлен в РФ? А. 17 лет; Б. 21 год; В. 18 лет. 6. С какого момента брак признается недействительным? А. со дня вступления решения суда о признании брака недействительным в законную силу; Б. с момента вынесения решения суда о признании брака недействительным; В. со дня его заключения. 7. Когда может быть произведен раздел общего имущества супругов? А. только в период брака; Б. только после расторжения брака; В. как в период брака, так и после его расторжения. 8. Действуют ли заключенные до 1 марта 1996 года брачные договоры и соглашения об уплате алиментов? А. нет, не действуют; Б. действуют только до 1 мая 1996 года; В. действуют в части, не противоречащей положениям СК РФ. 9. Какие органы могут осуществлять защиту прав и законных интересов участников семейных отношений? А. налоговые органы; Б. органы ЗАГСа; В. суд. 10.Какие лица осуществляют защиту прав ребенка? А. прокурор; Б. уполномоченный по правам ребенка; В. родители.
Вариант № 3 Государственная регистрация рождения производится: А. органом ЗАГСа; Б. органами МВД; В. органами опеки и попечительства. 2. Государственная регистрация рождения производится? А. по месту жительства родителей (одного из них); Б. по месту нахождения медицинского учреждения, в котором происходили роды; В. по месту рождения ребенка. 3. Заявление о рождении ребенка может быть сделано? А. только родителями (одним из родителей); Б. родителями либо родственником одного из родителей; В. родителями (одним из родителей) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в орган записи актов гражданского состояния посредством почтовой связи, электрической связи или иным способом. 4. В течение какого срока действует презумпция отцовства супруга матери в отношении ребенка, родившегося после смерти супруга? А. в течение одного года после смерти супруга матери; Б. в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери; В. после смерти супруга матери презумпция не действует. 5. Лишение родительских прав производится: А. органами опеки и попечительства; Б. прокуратурой; В. судом. 6. С кем из родственников ребенок имеет право на общение, в случае расторжения брака родителей? А. только с родителями, дедушкой, бабушкой; Б. только с родителями; В. с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами и другими родственниками; 7. Фамилия ребенка при разных фамилиях родителей определяется: А. только по фамилии матери; Б. только по фамилии отца; В. по фамилии отца или матери, по их соглашению. 8. Родители могут быть лишены родительских прав в случаях: А. злоупотребления своими родительскими правами; Б. жестокого обращения с детьми; В. являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. 9. В случае ограничения и лишения родительских прав родители: А. освобождаются от обязанности по содержанию ребенка; Б. не освобождаются от обязанности по содержанию ребенка; В. законом это не установлено. 10. Ребенок имеет право собственности: А. на доходы, полученные им; Б. на имущество, полученное им в дар и порядке наследования; В. на имущество родителей.
Вариант № 4
1. Какой размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке установлен семейным законодательством? А. на каждого ребенка по 1/3 всех видов доходов плательщика алиментов; Б. на 1 ребенка – ¼, на 2-х – 1/3, на 3-х и более – ½ всех видов доходов плательщика алиментов; В. на 1 ребенка – ¼, на 2-х – 1/2, на 3-х и более – 1/3 всех видов доходов плательщика алиментов. С каких видов дохода взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей? А. с премий (вознаграждений), имеющих регулярный характер; Б. с премий (вознаграждений), имеющих периодический характер; В. со всех видов пенсий, стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях, с доходов от передачи в аренду имущества.. 3. До какого момента выплачиваются алименты на несовершеннолетних детей взыскиваемые в судебном порядке? А. до совершеннолетия; Б. до приобретения полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия; В. до момента вступления в брак. 4. Обязаны ли трудоспособные совершеннолетние пасынки и падчерицы содержать отчима и мачеху? А. семейное законодательство не регулирует отношения между свойственниками; Б. да обязаны, если они нетрудоспособны; В. не обязаны ни в каком случае. 5. Могут ли алименты взыскиваться в твердой денежной сумме? А. да могут; Б. нет; В. СК РФ это не предусмотрено. 6. Имеет ли право бывший супруг на получение алиментов после расторжения брака? А. нет, не имеет; Б. да, только бывшая жена в период беременности и в течении трех лет со дня рождения общего ребенка; В. да, бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка, нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака. 7. Какая форма соглашения об уплате алиментов предусмотрена законом? А. простая письменная; Б. нотариально удостоверенная; В. простая письменная либо нотариально удостоверенная, по желанию участников соглашения. 8. Подлежат ли индексации алименты, взыскиваемые по решению суда в твердой денежной сумме? А. да подлежат; Б. нет; В. да подлежат, в зависимости от размера взыскиваемой суммы. 10. Кто подписывает решение суда о взыскании алиментов? А. судья; Б. судебный пристав – исполнитель; В. не подписывается, указываются только номер дата.
Вариант № 5 1. Каких детей закон относит к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей»? А. дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; Б. дети в возрасте до 18 лет, родители которых, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах; В. дети в возрасте до 18 лет, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособными. 2. Опека и попечительство это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей создаваемая: А. в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; Б. на основании договора о приемной семье; В. в форме образовательных организаций, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 3. Какими правами и обязанностями обладают приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям)? А. родителей; Б. усыновителей; В. опекуна (попечителя). 4. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно быть: А. не свыше 8 человек; Б. не свыше 10 человек; В. не менее 5 и не более 12 человек. 5. Какие дети, оставшиеся без попечения родителей передаются на воспитание в приемную семью? А. дети, родители которых неизвестны; Б. дети, родители которых лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах, В. только дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание. В отношении каких детей допускается усыновление? А. в случае если единственный родитель или оба родителя ребенка умерли; Б. родители ребенка признаны судом недееспособными, лишены судом родительских прав; В. только в случае, если родители ребенка дали в установленном порядке согласие на усыновление. 7. Какие лица не могут быть усыновителями? А. лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченны судом в родительских правах; Б. лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей; В. лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. 8. В каких случаях допускается усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации? А. если не представляется возможным передать детей на усыновление их родственникам независимо от гражданства и места жительства этих родственников; Б. если не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; В. допускается усыновление любых детей граждан Российской Федерации. 9. С какого момента возникают права и обязанности усыновителей, являющихся иностранным гражданам или лицам без гражданства и усыновленного ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации? А. с момента вынесения предварительного разрешения на усыновление соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; Б. после государственной регистрации усыновления в органах ЗАГСа; В. со дня вступления в силу решения суда.
10.Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится: А. в соответствии с законодательством Российской Федерации; Б. в соответствии с законодательством того государства гражданином, которого является иностранный гражданин; В. на территории Российской Федерации расторжение брака не производится.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ Вариант № 1 1. В.; 2. В.; 3. А.; 4. А, В; 5. А, Б, В; 6. А, Б; 7. А; 8. В; 9. В; 10. В. Вариант № 2 1. А; 2. А, Б; 3. В; 4. А, Б, В; 5. В; 6. В; 7.В; 8.В; 9. В; 10. А, Б, В. Вариант № 3 1. А; 2. А, В; 3. В; 4. Б; 5. В; 6. В; 7. В; 8. А, Б, В; 9. Б; 10. А, Б. Вариант № 4 1. Б; 2. А, Б, В; 3. А, Б; 4. Б; 5. А; 6. В; 7. Б; 8. А; 10. А. Вариант № 5 1. А, Б, В; 2. А, Б, В; 3.В; 4. А; 5. А, Б; 6. А, Б; 7. А, Б, В; 8. А, Б; 9. В; 10. А.
4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
1. Судебная форма, как преобладающая форма защиты семейных прав. 2. Специфика семейного правоотношения. 3. Источники семейного права. 4. Регулирование имущественных отношений супругов брачным договором 5.Брачный договор в системе гражданско-правовых договоров 6. Законный режим имущества супругов 7. Имущественные правоотношения супругов 8. Лишение родительских прав по семейному праву РФ 9. Личные неимущественные права детей 10.Имущественные права ребенка 11.Защита семейных прав 12. Права и обязанности родителей 13. Установление отцовства 14. Алиментные обязательства родителей и детей 15. Опека и попечительство над детьми 16. Усыновление (удочерение) по семейному праву РФ 17. Проблемы усыновления детей - граждан РФ иностранными гражданами 18. Правовое регулирование брака и развода по законодательству РФ
4.1. Рекомендации по подготовке докладов
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание докладов. Целью написания докладов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными (в том числе монографическими, периодическими) и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Тема доклада подлежит согласованию с преподавателем, предложенная тематика является примерной, студент может предложить свою тему для исследования. Основой для подготовки доклада служат, прежде всего, учебные пособия, монографии, периодические издания (журналы, газеты, вестники) посвященные непосредственно различным институтам наследственного праву. Для их подборки студент может обратиться с целью согласования как непосредственно к преподавателю, так и к списку рекомендуемой по курсу литературы. Кроме того, слушателям рекомендуется предпринять самостоятельные поиски (в том числе с использованием Интернет ресурсов) соответствующих источников для написания докладов. В зависимости от содержания и назначения в учебном процессе доклады подразделяются на две основные группы: Научно-проблемный доклад. При написании такого доклада студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием. В зависимости от изучаемой темы, состава и уровня подготовки студентов тема доклада может быть одной для всех студентов или таких тем может быть несколько, и они распределяются между студентами учебной группы. Обзорно-информационный доклад. Разновидностями такого доклада могут быть: 1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.), как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме (разделу) курса гражданского права; 2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках, такой доклад рассматривается и как первоначальный этап в работе по теме курсовой, дипломной работы. Доклад должен содержать план, введение, основную часть, заключение, список нормативных актов, список использованной литературы и список материалов судебной практики. Титульный лист должен содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, тема, фамилия и инициалы студента, номер учебной группы, год выполнения. Объем доклада - 5-15 страниц машинописного текста, (со всеми сносками и пробелами), шрифт - Times New Roman, размер шрифта-14, полуторный интервал, сноски концевые. Обязательно использование не менее 3 источников, опубликованных за последние 5 лет. Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы и охарактеризованы основная проблема, цель и задачи работы, а так же используемые источники. В главах основной части необходимо раскрыть проблему, пути её решения, описать различные точки зрения на неё, выразить отношение автора к существующим точкам зрения. В заключении формулируются выводы, подводятся итоги работы, намечаются пути дальнейшего решения проблемы. В докладе следует грамотно и логично изложить мысли по заданной теме, содержащиеся в различных источниках и сгруппировать их по точкам зрения. Обязательным является обоснование преимуществ той точки зрения, с которой солидарен автор. Доклад подлежит заслушиванию и защите на аудиторных занятиях курса. Для положительной оценки доклада требуется, чтобы работа показывала самостоятельность студента в подготовке исследования, в изложении материала, аккуратность в проведении «сплошного» сравнительного правового анализа, достаточный объем изученной специальной литературы.
Критерии оценивания: - соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам 2 балла; - логичность и последовательность в изложении материала 2 балла; - способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой 2 балла; - объём исследованной литературы и других источников информации 2 балла; - способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса 3 балла; - обоснованность выводов 3 балла;
5. Варианты и темы контрольных работ для студентов заочных форм обучения, критерии оценивания.
Методические указания для выполнения контрольных работ. Учебным планом может быть предусмотрено выполнение контрольных работ по гражданскому процессу, которые являются важнейшей формой самостоятельной работы студента. Студенты, не представившие письменные работы в сроки, установленные «Планом работы студента», не допускаются к экзамену или экзаменационному зачету по дисциплине. Одним из условий допуска к сдаче экзамена (экзаменационного зачета) является получение положительной оценки по письменной работе. Преподаватель выставляет оценку после проведения собеседования по работе. В случае если на собеседовании по работе студент продемонстрирует неудовлетворительные знания, преподаватель рекомендует ему повторно подготовиться к собеседованию. Ответы на вопросы и замечания рецензента должны быть подготовлены студентом в письменной форме ко дню собеседования. Если контрольная работа написана полно и правильно, отвечает всем установленным требованиям, преподаватель вправе без проведения собеседования выставить оценку. Работы, признанные неудовлетворительными, не зачитываются, возвращаются студенту и подлежат переработке с учетом замечаний, изложенных в рецензии. Повторная контрольная работа рецензируется, если к ней приложена ранее не зачтенная работа с рецензией. Если указания рецензента при повторном выполнении работы не учтены, она снова возвращается студенту для доработки. Кафедра рекомендует проходить собеседование по контрольной работе до сессии, в дни еженедельных консультаций преподавателя, закрепленного за группой. В этом случае высвобождается время для подготовки к семинару и повторения материала перед экзаменом (зачетом). Студент также может пройти собеседование по работе после проведения семинарского занятия в установленный расписанием экзаменационной сессии день. Задания для контрольных работ в каждом из семестров состоят из двух вариантов, выполняемых студентами в зависимости от цифры, на которую оканчивается номер зачетной книжки студента, согласно распределению, указанному к каждому варианту. Работы, написанные с нарушением данного требования, не зачитываются. Студенту в этом случае предлагается подготовить свой вариант, либо дается индивидуальное задание. Предложенный вариант контрольной работы должен быть выполнен в полном объеме. Контрольная работа готовится студентом строго индивидуально. Работы, написанные несамостоятельно, не зачитываются и не возвращаются. Студенту дается индивидуальное задание с указанием срока представления нового варианта. Приступать к решению задач следует только после изучения соответствующего теоретического материала, нормативных правовых актов и материалов судебной практики. Ответы на вопросы условий задач должны быть последовательными и полными. Свое решение студент должен обосновать как с фактической, так и с правовой стороны, дать ссылку на нормы материального и процессуального права, привлечь в необходимых случаях для обоснования своего вывода материалы судебной практики. Теоретические положения в работе должны быть изложены в тесной связи с рассматриваемыми практическими ситуациями. Необходимо помнить также и о том, что решение некоторых задач допускает несколько вариантов ответа с учетом тех или иных фактических обстоятельств. Работа должна быть выполнена аккуратно с соблюдением общих требований к оформлению письменных работ: указан вариант, номера страниц, список использованных источников, оставлены поля для замечаний рецензента, проставлена дата выполнения работы и подпись студента. Объем контрольной работы должен составлять от 5 до 7 машинописных страниц, выполненных шрифтом Times New Roman, размер - 14, интервал 1, 5. Допускается представление работ аккуратно написанных от руки на листах формата А-4 объемом от 7 до 9 страниц.
Задания для выполнения контрольных работ в первом семестре обучения. ВАРИАНТ 1 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на ноль и четную цифру.
Вариант № 1
Теоретический вопрос: дайте характеристику лишению родительских прав. Жуковы Виктор и Ирина, родители двух сыновей решили заключить соглашение об уплате алиментов на своих несовершеннолетних детей восьмилетнего Илью и двенадцатилетнего Ивана. Составьте для них соглашение об уплате алиментов. Решите задачу: Борис Гусев обратился в суд с заявлением об усыновлении одиннадцатилетнего пасынка – Антона, которого он воспитывает с четырех лет. У отчима сложились с мальчиком родительские отношения. Усыновляемый считает усыновителя «своим папой». У супругов родился еще один ребенок. Мальчики дружат друг с другом. Отец усыновляемого Антона алименты не платил, был объявлен в розыск. После его появления ознакомлен с документами по установлению усыновления, претензий не заявлял. Мать несовершеннолетнего ребенка дала свое согласие на усыновление ребенка. В судебном процессе суд руководствовался п. 2 ст. 132 и п. 4 ст. 134 СК РФ и решил удовлетворить просьбу усыновителя Бориса Гусева об усыновлении несовершеннолетнего Антона. Соответствует ли в данном случае усыновление интересам усыновляемого? Какие погрешности допущены судом по данному делу? Какие требования в соответствии с законом предъявляются к усыновителям? Каков порядок производства записи усыновителей в качестве родителей усыновляемого ребенка?
Вариант № 2 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на ноль и нечетную цифру.
Теоретический вопрос: укажите особенности правового регулирования имущественных отношений супругов при законном режиме. Гражданин Матвей Соколов и гражданка Любовь Лебедева решили заключить брак. Составьте для них заявление в ЗАГС о заключении брака. Решите задачу: Наталья Карпова обратилась в суд с иском к Михаилу Карпову об определении места жительства девятилетней дочери Юлии с матерью. Михаил Карпов предъявил встречный иск – об определении места жительства дочери с ним и установлении матери порядка общения с ребенком. Суд установил, что после расторжения брака родителей девочка осталась проживать с отцом. Мать интереса к воспитанию не проявляла, навещала ребенка редко, не следила за внешним видом и здоровьем дочери. Отец ходит в школу на родительские собрания, полностью занимается девочкой. Суд привлек к участию в деле органы опеки и попечительства. Какую роль выполняет орган опеки и попечительства в данном деле и обязательно ли его участие? (Ответ обоснуйте). Какое решение по иску в данном случае должен вынести суд?
Вариант № 3 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на четную цифру.
Теоретический вопрос: дайте характеристику формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Супруги Сергей и Наталья Юрловы решили заключить соглашение о разделе имущества, находящегося в общей совместной собственности: двухкомнатная квартира площадью 60 кв. м., автомобиль «Ауди», мебель для жилой комнаты «Ванда», холодильник, предметы интерьера. Составьте для них соглашение о разделе имущества. Решите задачу: Шестнадцатилетняя Дарья Осипова обратилась в суд с иском о лишении родительских прав в отношении своего отца Николая Осипова. В обоснование иска Дарья указала, что ее мать умерла в ноябре 2005 года, с которой ответчик в браке не состоял. С ними он никогда не проживал и каких-либо отношений не поддерживал. После смерти матери ответчик к себе ее не взял, не интересовался ее жизнью, учебой в школе, материальной поддержки не оказывал. Николай Осипов с заявленными требованиями о лишении родительских прав согласился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Орган опеки и попечительства в интересах несовершеннолетней дал заключение о лишении родительских прав Осипова и передаче Дарьи на воспитание опекуну – бабушке. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав? Какие лица вправе обратиться в суд с иском о лишении родительских прав? Вправе ли Дарья Осипова обратиться в суд с иском о лишении родительских прав?
Вариант № 4 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на нечетную цифру.
Теоретический вопрос: дайте характеристику мерам семейно-правовой ответственности. Составьте исковое заявление о взыскании алиментов с Романа Беляева на пятилетнего сына Артема Беляева в пользу Анны Беляевой, матери ребенка. Роман Беляев работает менеджером в ООО «Проспект». Решите задачу: Кузнецова обратилась в суд с иском о восстановлении её в родительских правах в отношении сыновей Валерия 2000 года рождения, Александра 2005 года рождения и дочери Ларисы 2008 года рождения. Иск мотивирован тем, что Кузнецова осознала свою вину, любит детей и готова к их надлежащему содержанию и воспитанию. Судом установлено, что Кузнецова злоупотребляет алкоголем около пяти лет и в данное время закодировалась на один год. Имеет задолженность по алиментам, которая на 1 июня 2009 года составила 100 000 рублей. Младших детей периодически посещает в детском доме, а старшего сына, который находится у опекуна, не навещает. Подарки, продукты, одежду детям не покупает, их жизнью и здоровьем не интересуется. Старший сын Валерий имеет серьезное заболевание и неоднократно находился на лечении в больнице, но мать его не навещала и не знает о болезни. Кроме того, допрошенный в судебном заседании несовершеннолетний сын Валерий на вопрос суда: хочет ли он снова жить с мамой, ответа не дал. Вправе ли суд при наличии указанных обстоятельств отказать в удовлетворении иска Кузнецовой о восстановлении ее в родительских правах? (при ответе сошлитесь на нормы СК РФ)
Вариант № 5 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на ноль цифру.
Теоретический вопрос: укажите виды сроков в семейном праве и дайте их характеристику, в том числе и сроков исковой давности. Приведите примеры. Составьте для вступающих в брак Валерия Плотникова и Светланы Мироновой брачный договор. Решите задачу: Супруги Колинз – граждане США обратились с просьбой об усыновлении трехлетнего Андрея Силантьева, гражданина РФ, воспитанника Дома ребенка. Все требования установленные ст. 12, 124-127 СК РФ были соблюдены, но приехать ко дню рассмотрения дела в суде супруги не могли, поручив участие в процессе своему представителю – гражданину РФ. Суд вынес решение об усыновлении гражданина РФ А. Силантьева гражданами США Колинз. Правильное ли решение вынес суд по данному делу? Были ли нарушены судом нормы материального? (ответ обоснуйте и сошлитесь на соответствующие нормы СК РФ).
Вариант № 6 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на две четные цифры.
1. Теоретический вопрос: дайте характеристику опеке и попечительству над детьми, осуществляемым по договору. 2. Составьте заявление о расторжении брака в ЗАГС для супругов Татьяны и Андрея Моховых. Андрей Мохов признан судом безвестно отсутствующим. 3. Решите задачу: Чернова и Фомин состояли в браке с 2003 года по декабрь 2009 года. В 2008 году Фомин оформил в Сбербанке кредит на строительство садового домика в сумме 300000 рублей. Получив деньги, он купил на них турпутевку и уехал с друзьями отдыхать за границу. В феврале 2010 года Сбербанк предъявил иск к обоим супругам, ссылаясь на то, что по обязательствам они должны отвечать общим имуществом. Чернова иск не признала, указав, что долг не является общим, поскольку она не была осведомлена о нем и, кроме того, деньги потрачены Фоминым на личные нужды. В каких случаях в соответствии с СК РФ может быть обращено взыскание на общее имущество супругов? Должна ли Чернова нести ответственность по долгам своего бывшего супруга? Какое решение должен вынести суд?
Вариант № 7 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на две нечетные цифры.
1. Теоретический вопрос: дайте характеристику семейной право и дееспособности. 2. Супруги Анастасия и Олег Дроздовы, имеющие несовершеннолетнюю дочь Елену решили расторгнуть брак. Спора о воспитании ребенка между супругами нет. Составьте исковое заявление о расторжении брака в суд для супругов Дроздовых. 3.Решите задачу: Виноградова предъявила иск об отмене усыновления ее несовершеннолетнего пасынка Алексея, 9 августа 1998 года рождения. В обоснование своих требований Виноградова пояснила, что с Гавриловым, отцом Алексея совместно проживала с 1997 года, спустя год они зарегистрировали свой брак в районном ЗАГСе. Мальчик все время проживал с отцом и заявительницей, в свидетельстве о его рождении она была записана матерью. Виноградова тяжело заболела и три месяца провела в больнице, после выписки узнала, что супруг живет с другой женщиной. Поэтому брак с Гавриловым заявительница расторгла (свидетельство о расторжении брака № 12345 от 1.05.2004 г.) Все отношения после развода с усыновленным ребенком Виноградовой были полностью прекращены. В ходе судебного разбирательства суд установил: в результате распада семейных отношений с Гавриловым, отцом ребенка усыновительница полностью прекратила выполнять свои родительские обязанности. Поэтому Виноградова просит суд отменить усыновление и аннулировать актовую запись об усыновлении. Заинтересованное лицо – Гаврилов, а также представитель органов опеки и попечительства с исковыми требованиями согласились. Прокурор в судебное заседание не явился. Суд решил: обязать отдел ЗАГСа районной администрации аннулировать актовую запись об усыновлении. В каких случаях суд может отменить усыновление? Кто является ответчиком по данному делу? Какие погрешности были допущены судом по данному делу? На каком основании в данном случае, возможно, внести изменения в акт гражданского состояния? Каков порядок внесения изменений? Будет ли выдано несовершеннолетнему Алексею новое свидетельство о рождении?
Вариант № 8 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на единицу и четную цифру.
1. Теоретический вопрос: дайте характеристику имущественных правоотношений супругов по брачному договору. 2. Составьте исковое заявление об уменьшении размера алиментов с ¼ до 1/6 для Евгения Соколова, которые он выплачивает по решению суда на шестилетнего сына Александра. 3. Решите задачу: Людмила Макарова в сентябре 2008 года в Твери зарегистрировала брак с Михаилом Клюевым. Спустя некоторое время отношения между ними ухудшились и Людмила предъявила иск к Михаилу Клюеву о признании брака недействительным. В обоснование своих требований Людмила указала на нарушение ее личных прав, связанных с выбором места проживания и места работы. Людмила желала проживать в Твери и работать учителем. Также истец полагала, что Клюев оскорблял ее, не отдавал заработную плату. Макарова считала, что брак, заключенный с ответчиком является фиктивным, поскольку ответчиком он был заключен с целью регистрации на принадлежащей ей жилплощади. Ответчик имеет постоянное место жительство в Смоленской области, а она в Твери. В ходе судебного разбирательства доводы Людмилы Макаровой признаны несостоятельными, поскольку не имели своего подтверждения. Какое решение может вынести суд по иску Макаровой к Клюеву? Ответ обоснуйте и сошлитесь на нормы СК РФ. В каких случаях брак может быть признан недействительным? Вариант № 9 для студентов, номер зачетной книжки которых оканчивается на единицу и нечетную цифру.
Теоретический вопрос: проблема соотношения предмета семейного и гражданского права. Составьте соглашение о месте жительства пятилетнего сына Степана Скворцова. Родители Мария и Иван Скворцовы в разводе в течении года. Решите задачу: Прокурор в интересах несовершеннолетней Борисовой Ольги обратился в суд с иском к Полине Борисовой, матери девочки об ограничении родительских прав и взыскании алиментов на содержание дочери. В обоснование иска прокурор указал, что ответчик не выполняет свои родительские обязанности по воспитанию дочери, материально ее не обеспечивает, находилась на лечении с диагнозом шизофрения. Ольга фактически проживает с опекуном, где для нее созданы условия для проживания. К делу привлечен орган опеки и попечительства. Обязательно ли привлечение к делу органа опеки и попечительства? Какова его роль, какие документы должен предоставить орган опеки в суд по делу? В каких случаях мнение ребенка обязательно? Вправе ли суд удовлетворить иск и взыскать с Полины Борисовой алименты, и в каком размере? (ответ обоснуйте, при ответе сошлитесь на конкретные нормы СК РФ).
Критерии оценивания контрольных работ студентов:
1. Оценка «зачтено» выставляется студенту, который - прочно усвоил предусмотренный программный материал; - правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров; - показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов; - без ошибок выполнил практическое задание. Обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в быстром или умеренном темпе. Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие успехи при выполнении самостоятельной и контрольной работы, систематическая активная работа на семинарских занятиях.
2. Оценка «не зачтено»» выставляется студенту, который - работу выполнил небрежно; - не справился с вопросами и заданиями, допустил существенные ошибки в ответах; - не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем; - целостного представления об институтах гражданского процесса, механизмах совершения процессуальных у студента нет. Оценивается качество устной и письменной речи, как и при выставлении положительной оценки.
6. Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы, тестовых заданий.
Задача: Захаров предъявил иск к Шаховой Елене о лишении ее родительских прав на годовалого сына Илью. Вскоре после рождения ребенка отцовство Захарова было установлено в добровольном порядке в соответствии с п. 3 ст. 48 СК РФ. Истец также просил суд о передаче ребенка ему на воспитание. Он сослался на то, что ранее находился в гражданском браке с ответчицей, но совместная жизнь не сложилась. Сын шесть месяцев проживает с отцом в семье его родителей, поскольку Шахова ненадлежащим образом исполняла свои родительские обязанности, воспитанием сына не занималась, материальной поддержки ему не оказывала. Ответчица представила в суд письменное заявление, в котором просила суд рассмотреть иск в ее отсутствие, выразила согласие с решением суда. Представитель органов опеки и попечительства поддержал иск в части, касающейся передачи ребенка на воспитание отцу, не лишая ответчицу родительских прав. Прокурор указал на то, что иск подлежит удовлетворению в части передачи мальчика на воспитание отцу, просившего суд ограничить ответчицу в родительских правах. Шахова состоит на учете ПНД. Суд вынес решение в ограничении Шаховой Е. в родительских правах на сына Илью и передаче ребенка на воспитание отцу. Какие погрешности с правовой точки зрения допущены по данному делу судом, а какие истцом? Может ли суд по своей инициативе выйти за рамки заявленных истцом требований? Правильное ли решение вынес суд?
Ответ: Нормы гражданского процессуального права в изложенной ситуации применены не правильно.
9. Могут ли получать алименты внуки от своих бабушки и дедушки? А. нет; Б. да, когда невозможно получить содержание от своих родителей; В. да, в тех случаях, когда бабушка и дедушка обладают необходимыми для этого средствами и нет возможности получить содержание от своих родителей. Ответ: 9. В
7. Контроль самостоятельной работы студентов
Цель контроля самостоятельной работы студентов выражается в организации и корректировке их учебной деятельности и помощи при возникающих затруднениях. Контроль СРС предусматривает: соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить; дифференциацию фондов оценочных средств. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов: текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях); решение ситуационных задач; конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно; представленный текст контрольной работы; отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.; тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме; рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин; отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.); статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации колледжа. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы Интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы на сайте техникума, в специализированных студенческих или научных, научно-методических изданиях, апробированы на научно-практических студенческих конференциях. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен). Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: уровень освоения студентом учебного материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; сформированность общеучебных умений; умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями; умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное; умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий; умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
|