Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Понятие как центральная категория логики






Каждый предмет в окружающем нас мире отражается в нашем мышлении в виде понятий. Примеры понятий: камень, растение, Солнце, мать, студент.

Каждый предмет определяется набором признаков. Признаки могут быть общими или отличительными, существенными или несущественными, необходимыми и случайными.

Понятие - это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятых в их единстве.

Для образования понятий используют логические приемы:

Анализ - мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

Абстрагирование - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение - мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

Логические приемы тесно связаны между собой. В ходе образования понятия происходит выделяются наиболее важные признаки, и отбрасывается все несущественные, случайные.

В понятии различают содержание и объем.

Содержание - это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например: Человек это существо, наделенное разумом, волей, чувствами, имеющее мягкую мочку уха, широкие ногти, волосяной покров на голове, два глаза, бесхвостое, бесперое, не имеющее хобота, бивней и т.п.

Объем понятия - множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии.

Например: Объем понятия «студент» все те предметы, для которых характерны признаки «быть учащимся» и «учиться в высшем учебном заведении».

В системе признаков, образующих содержание понятии, различают два типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области.

Например. Понятие «право»: родовым по отношению к нему выступает понятие «нормы поведения людей», которое включает в себя и нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми (это видовой признак понятия «нормы морали»), то видовой признак права - его нормы устанавливает и санкционирует государство.

Существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, т.к. число признаков увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Например: Студент - отлично успевающий студент.

 

А
В


А – Студент

В – отлично успевающий студент

Рис.1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал