Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила деления. Ошибки в делении
1) Деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого должен полностью исчерпываться членами деления. Ошибки: а) неполнота в делении, когда пропущен один из членов деления; б) излишество в делении, когда добавлен лишний член. 2) Деление должно производиться по одному основанию. Иначе получим сбивчивое деление. Например. Если мы разделим население следующим образом: старики, дети, мужчины, женщины, то получим смешение оснований деления по полу и возрасту. 3) Члены деления должны исключать друг друга. Они могут быть несовместимыми, соподчиненными понятиями. Например. Студенты: отличники, успевающие и неуспевающие. Отличники являются успевающими. 4) Деление должно быть последовательным и непрерывным. От рода необходимо двигаться к ближайшим видам, а затем от них - к ближайшим подвидам. Возможная логическая ошибка - скачок в делении. Например. Природа: живая - неживая. Живая: деревья, млекопитающие, бактерии и т.д. При последовательном и непрерывном логическом делении живая природа делится на животный и растительный мир и т. д. Деление и определение существуют в неразрывном единстве. Например: учебный процесс. Сначала учащемуся дается определение изучаемого предмета; затем в процессе изучения раскрываются его виды. Классификация - систематическое распределение предметов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления. Классификация лежит в основе систематизации знаний (рис. 11).
Рис. 11
С классами можно производить следующие операции: 1. Объединение (сложение) классов, при этом объединяются их объемы (рис. 12). А – студенты, В – геологи, АUВ = все студенты, студенты-геологи, геологи, не являющиеся студентами.
Рис. 12
2) Пересечение (умножение) классов – отыскание элементов, общих для двух и более классов. А – юристы, В – следователи,
А∩ В = следователи - юристы (рис. 13).
Рис. 13 А – студенты, В – геологи, А∩ В = студенты-геологи (рис. 14).
Рис. 14
При умножении непересекающихся понятий образуется нулевой (пустой) класс, т.е. не имеющий ни одного члена
3) Образование дополнения (отрицание). Дополнение к классу А является класс не- А (А’). При сложении они образуют универсальный класс (состоит из всех элементов исследуемой области) обозначается 1, на схеме – прямоугольником. АUА’=1.Дополнение образуется исключением класса А из универсального, т.е. образованием нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, куда оно входит. А - золото, не-А - все металлы, кроме золота (рис. 15).
Рис. 15 Обобщение, ограничение. В практике мышления нередко возникает необходимость движения мысли от понятия с меньшим объемом к понятию с большим - от вида к роду; эта логическая операция называется обобщение понятия. Например: огурец - овощ - растение - живой организм - вещество. Пределом обобщения являются категории как наиболее общие понятия. Обобщение производится путем отнятия прилагательного, дополнения. Например: хвойные деревья - деревья; психическое заболевание - заболевание. Логическая операция, противоположная обобщению - ограничение понятия. Процесс движения мысли направлен от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом - от рода к виду. Например: Независимость - экономическая независимость. Заболевание - психическое заболевание. Предел ограничений - единичные понятия, т.к. они не могут быть разделены на виды. Ограничение правильно, если осуществляется переход от родового понятия к видовому. Если полученное в результате операции понятие не является видом данного рода - ограничение произведено неправильно. Например: Заболевание - лечение заболевания. Добавление прилагательного может быть излишним. Среда - окружающая среда (как будто возможна среда, которая ничего не окружает). Литература: 1. Гетманова А.Д. Логика. Учебник. Изд. «Омега-Л», 2009, стр.28-59 2. Иванов Е.А. Логика. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Волтерс Клувер, 2007. - 416 – ISBN 5-466-00105-8 (в пер.). стр.39-93 3. Брушинкин В.Н. Логика. Электр. Книга. Гл. 2, 3, 4, 5. Тема 3: Суждение Вопросы: 1. Общая характеристика суждения 2. Простые суждения. Классификация суждений 3. Сложные суждения 4. Отношения между суждениями 5. Модальность суждений
|