Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила деления. Ошибки в делении






1) Деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого должен полностью исчерпываться членами деления.

Ошибки:

а) неполнота в делении, когда пропущен один из членов деления;

б) излишество в делении, когда добавлен лишний член.

2) Деление должно производиться по одному основанию. Иначе получим сбивчивое деление. Например. Если мы разделим население следующим образом: старики, дети, мужчины, женщины, то получим смешение оснований деления по полу и возрасту.

3) Члены деления должны исключать друг друга. Они могут быть несовместимыми, соподчиненными понятиями. Например. Студенты: отличники, успевающие и неуспевающие. Отличники являются успевающими.

4) Деление должно быть последовательным и непрерывным. От рода необходимо двигаться к ближайшим видам, а затем от них - к ближайшим подвидам. Возможная логическая ошибка - скачок в делении. Например. Природа: живая - неживая. Живая: деревья, млекопитающие, бактерии и т.д. При последовательном и непрерывном логическом делении живая природа делится на животный и растительный мир и т. д.

Деление и определение существуют в неразрывном единстве.

Например: учебный процесс. Сначала учащемуся дается определение изучаемого предмета; затем в процессе изучения раскрываются его виды.

Классификация - систематическое распределение предметов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления. Классификация лежит в основе систематизации знаний (рис. 11).

Природа
Живая природа
Неживая природа
Животный мир
Растит. мир
Атмосфера
Гидросфера
Литосфера

Рис. 11

 

С классами можно производить следующие операции:

1. Объединение (сложение) классов, при этом объединяются их объемы (рис. 12).

А – студенты, В – геологи, АUВ = все студенты, студенты-геологи, геологи, не являющиеся студентами.

А
В

Рис. 12

 

2) Пересечение (умножение) классов – отыскание элементов, общих для двух и более классов.

А – юристы,

В – следователи,

В
А

А∩ В = следователи - юристы (рис. 13).

 

Рис. 13

А – студенты, В – геологи, А∩ В = студенты-геологи (рис. 14).

 

А
В  

Рис. 14

 

При умножении непересекающихся понятий образуется нулевой (пустой) класс, т.е. не имеющий ни одного члена

 

3) Образование дополнения (отрицание). Дополнение к классу А является класс не- А (А’). При сложении они образуют универсальный класс (состоит из всех элементов исследуемой области) обозначается 1, на схеме – прямоугольником. АUА’=1.Дополнение образуется исключением класса А из универсального, т.е. образованием нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, куда оно входит. А - золото, не-А - все металлы, кроме золота (рис. 15).

А’
А

Рис. 15

Обобщение, ограничение.

В практике мышления нередко возникает необходимость движения мысли от понятия с меньшим объемом к понятию с большим - от вида к роду; эта логическая операция называется обобщение понятия. Например: огурец - овощ - растение - живой организм - вещество.

Пределом обобщения являются категории как наиболее общие понятия. Обобщение производится путем отнятия прилагательного, дополнения. Например: хвойные деревья - деревья; психическое заболевание - заболевание.

Логическая операция, противоположная обобщению - ограничение понятия.

Процесс движения мысли направлен от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом - от рода к виду. Например: Независимость - экономическая независимость. Заболевание - психическое заболевание.

Предел ограничений - единичные понятия, т.к. они не могут быть разделены на виды.

Ограничение правильно, если осуществляется переход от родового понятия к видовому. Если полученное в результате операции понятие не является видом данного рода - ограничение произведено неправильно. Например: Заболевание - лечение заболевания. Добавление прилагательного может быть излишним. Среда - окружающая среда (как будто возможна среда, которая ничего не окружает).

Литература:

1. Гетманова А.Д. Логика. Учебник. Изд. «Омега-Л», 2009, стр.28-59

2. Иванов Е.А. Логика. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Волтерс Клувер, 2007. - 416 – ISBN 5-466-00105-8 (в пер.). стр.39-93

3. Брушинкин В.Н. Логика. Электр. Книга. Гл. 2, 3, 4, 5.

Тема 3: Суждение

Вопросы:

1. Общая характеристика суждения

2. Простые суждения. Классификация суждений

3. Сложные суждения

4. Отношения между суждениями

5. Модальность суждений


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал