Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача №2. Множественный регрессионный анализ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Торговая компания располагает семью магазинами (i=1: 7), поставила задачу: исследовать зависимость объема продаж у (в десятках тыс.руб./день) от размера торговой площади х1 (в сотнях м2) и от размера паркинговой площади х2 (в десятках автомашин) в определенном радиусе вокруг магазина. В табл. 2 приведены соответствующие данные для х2 по 5-ти вариантам. Данные для у и х1 взять из табл. 1.
2.1) Нанести в координатах х2у точки на плоскость (построить корреляционное поле). Решение. Для наглядности выберем наши данные из табл. 1 и 2. Из рис. 2 видно, что прямая линия хорошо аппроксимирует связь между у и х2. Эта связь прямая и очень тесная.
Рисунок 2
2.2. Записать для своего варианта матрицу Х значений объясняющих переменных (матрицу плана). Решение. См.среднюю матрицу в п. 2.4. 2.3. Записать транспонированную матрицу плана . Решение. См. левую матрицу в п. 2.4. 2.4. Найти произведение матриц . Решение.
2.5. Найти обратную матрицу ()-1. Решение. Для краткости введем обозначение: А= . требуется найти обратную матрицу А-1. Используем формулу:
где - определитель матрицы А, – транспонированная матрица, составленная из алгебраических дополнений матрицы А.
=7× 120× 79+24× 96× 21+21× 96× 24-21× 120× 21-96× 96× 7-79× 24× 24=192. Находим алгебраические дополнения:
Обратная матрица:
Проверка. Если расчеты верны, то должно выполниться равенство: А А-1 = Е. Для повышения точности множитель 1/192 введем отдельно.
Равенство выполнено, значит расчет обратной матрицы выполнен верно.
2.6. Найти произведение матриц . Решение.
2.7. Найти уравнение регрессии Y по Х1 и Х2 в форме =b0+ b1 х1 + + b2х2 методом наименьших квадратов путем умножения матрицы (.)-1 на матрицу , т.е. рассчитать коэффициенты регрессии по формуле b=()-1 . Решение. Итак, ответ: b0 = -0, 88; b1 = 0, 50; b2 = 1, 63. Уравнение множественной регрессии имеет вид: = -0, 88 + 0, 50x1 + 1, 63x2. 2.8. Объяснить смысл изменения значения коэффициента регрессии b1. Решение. В задаче №1 значение b1=1, 54, а теперь его значение снизилось до b1=0, 50. Это связано с тем, что на объем продаж помимо торговой площади теперь влияет учитываемая площадь паркинга. 2.9. Рассчитать значения коэффициентов эластичности для обоих факторов и сравнить влияние каждого из них на средний объем продаж. Решение. Коэффициент эластичности в общем случае есть функция объясняющей переменной, например:
Если то при увеличении х1 от среднего на 1% объем продаж возрастет на 0, 30%. Аналогично при увеличении х2 от среднего на 1% объем продаж возрастет на 0, 86%. 2.10. Оценить аналитически прогнозное среднее значение объема продаж для проектируемого магазина " СИ" с торговой площадью х1=11 (1100 м2) и паркинговой площадью х2 = 8 (80 автомашин). Решение. Объем продаж рассчитаем по уравнению регрессии:
= -0, 88 + 0, 50 × 11 + 1, 63 × 8 = 17, 66.
2.11, а) Найти 95%-ный доверительный интервал для среднего прогнозного значения объема продаж магазина " СИ". Решение. По условию нужно оценить значение Мх(Y), где вектор переменных . Выборочной оценкой условного МO Мх(Y) является значение регрессии (11, 8) = 17, 66. Для построения доверительного интервала для Мх(Y) нужно знать дисперсию оценки и дисперсию возмущений s2:
Для удобства вычислений составим табл. 5. Таблица 5
На основе табличных данных:
По табл. П2 находим критическое значение статистики Стьюдента t0, 95; 7-2-1=5 = 2, 78. Полуинтервал D = t0, 95; 5∙ = 2, 78 × 1, 46 = 4, 05. Нижняя граница интервала: min = Xo - D = 17, 66 - 4, 05 = 13, 61. Верхняя граница интервала: mах = Xo + D = 17, 66 + 4, 05 = 21, 71. Окончательно доверительный интервал для среднего прогнозного значения Xo: 13, 61 £ МХo(Y) £ 21, 71. Интервал большой, что объясняется слишком короткой выборкой. 2.11, б) Найти 95%-ный доверительный интервал для индивидуального прогнозного значения объема продаж магазина " СИ" . Решение. Интервал рассчитаем по выражению:
где Полуинтервал D = 2, 78 × 1, 82 = 5, 06. Нижние и верхние границы интервала: min = 17, 66 - 5, 06 = 12, 60 и max = 17, 66 + 5, 06 = 22, 72. Окончательно интервал имеет вид: 12, 60 £ £ 22, 72. Как и следовало ожидать, данный индивидуальный интервал больше предыдущего среднего. 2.12. Проверить значимость коэффициентов регрессии. Решение. Стандартная ошибка рассчитывается по формуле:
где выражение под корнем есть диагональный элемент матрицы -1. Отсюда: sb1 = 1, 09 = 1, 28; sb2 =1, 09 = 0, 83. Так как t = ç b1ç / sb1 = 0, 50/1, 28 = 0, 39 < t0, 95; 4 = 2, 78, то коэффициент b1незначим (незначимо отличается от нуля). Так как t = ç b2ç / sb2 = 1, 63/0, 83 = 1, 96 < t0, 95; 4 = 2, 78, то и коэффициент b2 незначим на 5%-ном уровне. 2.13. Найти с надежностью 0, 95 интервальные оценки коэффициентов регрессии b1 и b2 и дисперсии s2. Решение. Интервалы коэффициентов регрессии рассчитываются по формуле: bj + t1-a, n-p-1sbj £ bj £ bj + t1-a, n-p-1sbj. Поскольку оба коэффициента регрессии незначимы, то не имеет смысла строить для них доверительные интервалы. 2.14. Определить множественный коэффициент детерминации и проверить значимость уравнения регрессии на уровне a=0, 05. Решение. Коэффициент детерминации рассчитывается по формуле:
;
Уравнение регрессии значимо, если (критерий Фишера): F = R2 (n-p-1)/(1- R2) p > Fa; k1; k2. Отсюда F = 0, 96(7-2-1)/(1-0, 962)2 = 24, 62 > F0, 05; 2; 4. Вывод: уравнение значимо. 2.15. Определить, существенно ли увеличилось значение коэффициента детерминации при введении в регрессию второй объясняющей переменной. Решение. Значения коэффициентов детерминации для регрессий с одной и с двумя объясняющими переменными соответственно равны: R2 = 0, 97 и R2 = 0, 96. Увеличения значения не произошло. Введение второй переменной не увеличило адекватность модели.
Список рекомендованных источников 1. Айвазян С.А, Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 1022 с. 2. Катышев П.К, Пересецкий А.А. Сборник задач к начальному курсу эконометрики. – М.: Дело, 1999. – 72 с. 3. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 311 с. 4. Магнус Я.Р, Катышев П.К, Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: Учебник для экон. спец. - М.: Дело, 2000. – 400 с. 5. Практикум по эконометрике: Учебное пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с. 6. Унифицированные методические указания по написанию и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ для студентов БИЭФ /Составитель Э.С. Круглова. – Калининград: БИЭФ, 2003. – 42 с. 7. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 344 с.
|