Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема человека в философии
1. Учение о человека в структуре философских знаний. 2. Основные концепции понимая человека в классической философии.
Есть естественно научная (расоведение, изучение человека физиологически) и философская антропология. Философская антропология 1) раздел философии, изучающий человека; 2) антропология особый метод философии или способы следования. С точки зрения которого человека – центральная философская проблема; 3) антропология как направление современной философии. 3 части: физическая, духовная, духовная жизнь общества. Духовная – относящая к умственной деятельности. Человека отождествляется самосознанием. Человека надо рассматривать как единую систему. 1. Натуралистическая концепция. Натура – природа. Общий принцип – рассмотрение человека как природного существа. Аргументы: 1) сходство физиологических функций человека и животного; 2) если человека произошёл из животного мира, то он не может быть иным. Контраргумент: 1) физиологическое в человеке социально-организованно; 2) социальное что-то. 2. Рационалистическая. Сущность человека отождествляется духовной сущностью. Человека в своей деятельности создаёт на основе каких-то идей, теорий. Главный контраргумент – сознание человека несамостоятельное, оно есть функция мозга. 3. Социологизаторская. Суть в том, что человек как личность, как духовное, как физическое рассматривается в контексте общественных отношений. Абстрактной сущности человека не существует. Сущность определяется конкретно историческими условиями его жизни. Будучи общественным существом человек формируется в обществе, но обществе не представляет из себя такой структуры, которое формирует полностью человеческую личность. Человек есть деятельное существо, которое формируется в процессе своей практической деятельности и общественных отношений или другими людьми. 1. Концепция универсального человека. 2. Неклассические версии философской антропологии (синтетическая, психоаналитическая, экзистенциальная). 3. Сравнительный анализ классических и неклассических концепций человека. 4. Проблема антропогенеза; основные концепции. Маркс: человек должен присваивать себе всестороннюю сущность всесторонним образом как целостный человек. Начиная с середины 19-го века происходит «антропологический поворот» в философии. 1. Начало «антропологического кризиса», кризис самого человека. 2. Неразработанность самого человека. 1. Синтетическая концепция 2. Специфика человека. Маркс, Геймут. 3 закона видит Преснер Геймут: 1. Закон естественной искусственности. Суть в том, что человек для своего существования естественным образом создаёт искусственную среду обитания. Благодаря этой искусственной среде он живет. 2. Закон непосредственной посредственности. 3. Закон утопического места. Человек с одной стороны отрицает абсолютное (достичь невозможно), но с другой любой человек стремится к достижению этого абсолютного. Фрейд (1865-1939). Считается создателем психоанализа. 2 значения 1. Метод лечения психических заболеваний. 2. Учение об определяющей роли бессознательного в жизни поведения человека. Сознательные, подсознательный, бессознательный уровень. Фрейд разработал механизмы психологической защиты. Юнг писал, что человек – существо, раздираемое внутренними противоречиями. «Человек есть животное, недостаточно оснащённое инстинктами». Фромм. Дихотомия экзистенциальная и историческая. Экзистенциальная связана с человеческой жизнью. Исторические связаны с общественной жизнью. Делит характер человека на 2 типа: продуктивного и непродуктивного. Отмечает, как один характер относится к любви. 1. Человек рецептивной ориентации считает, что все источники всех благ находятся вне его. Для таких человек проблема любви в том, что он хочет быть только любимым. 2. Эксплуататор. Блага вне и берут силой. 3. Накопительная ориентация. Накопление и сохранение уже накопленное. Любовь для него обладание. Высшая ценность – порядок и безопасность. «Нет ничего нового под луной». 4. Рыночная ориентация. Ярлык, внешняя упаковка. Продуктивный тип характера. Продуктивная ориентация – способ отношения к миру, который проявляется во всех видах деятельности. Фромм пишет, что слово любовь путанно и двусмысленно, включает в себя всё. Забота, ответственность, уважение, знание. Экзистенция – внутренний, субъективный мир человека. Крупнейшие представители экзистенциализма: Жан Поль Сартр (фр.), Карл Ясперс (нем.), Майте Хайдегер (нем.). Свобода личности состоит в преодолении внешних условий, которые препятствуют человеку, и преодоление внутреннего. Свобода индивидуального. Свобода осуществляется в сообществе людей. Аутентичное бытие – сохранением своей самости (личности). Неаутентичное существование – подчинение внешней необходимости, отказ от своей самости.
Сравнение классических и неклассических концепций человека
|