Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия науки






Наука – специализированная деятельность человека по выработке обоснованию использованию знаний с целью их эффективного использования.

Наука – знания, достигшие оптимальности по критериям бла-бла-бла.

3 аспекта:

1) система знаний об мире;

2) наука – особый вид деятельности по получению и обоснованию этих знаний;

3) наука – социальный институт.

1. Философия науки – весь объём знаний о науке и научных исследованиях.

В широком смысле наука включает в себя её место в системе культуры, её специфические особенности её уровни и так далее.

В узком смысле философия науки – способ постижения мира.

Это особое философское направление.

Формы осмысления научного познания:

1. Проблема познаваемости мира.

2. Структура или основные уровня познания.

3. Отношения объекта и субъекта в процессе познания.

4. Проблема истинности знания.

Гносеологический оптимизм. Суть в уверенности в адекватном познании мира.

Агностицизм – полное или частично отрицание возможности познания.

Скептицизм – сомнение в возможности адекватного познания.

Основаны на том, то единственный источник наших знаний – ощущения.

Отношения объекта и субъекта. Точки зрения.

1. Созерцательный материализм.

Позиция здравого смысла, обыденного познания.

2. Идеалистический эмпиризм.

Беркли: «Существовать – быть воспринимаемым».

3. Позиция Канта.

По мнению Канта, человек предписывает законы природе.

4. Марксистская философия.

Между объектом и субъектом деятельное отношение. Познание – единство опредмечивания и разпредмечивания сущностных сил человека.

Классические концепции рассматривают объект и субъект как самостоятельные внешние сущности.

Неклассическая исходит из того, что для человека объект и субъект не существуют взаимно, а в единстве, имеют внутренний характер.

Выделяются 2 основных уровня познания:

1. Чувственное.

Познание при помощи органов чувств.

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

Даёт всю информацию о внешнем мире. Устанавливает связь с внешним миром.

2. Рациональное.

Представляет из себя высшую форму психической активности, которая состоит в обобщённом отражении действительности. Способность прогнозировать, творчества.

К иррациональному относятся чувства.

В классической философии преобладает корреспондентская концепция Истина понимается как знание, соответствующее объекту.

Относительность – неполнота, ограниченность знаний на каждом конкретном этапе.

Абсолютное знание представляет из себя полное исчерпывающее знание об объекте.

Абсолютное знание – совокупность относительных истин.

Главное противоречие процесса познания – стремление к абсолютному, то есть исчерпывающему знанию объекта, и неполнота относительности знаний на каждом конкретном этапе развития науки.

Ложное знание – сознательное извращение, сокрытие истины.

Когерентная концепция (лат. находящийся в знании).

Семантическая концепция. Семантика представляет из себя такой раздел лингвистики, который изучает смысловое знание понятий. Тарский: «Любая формулировка истины должна требованиям: 1) противоречивой; 2) должна соответствовать элементам действительности».

Поппер: Принцип фальсификации теории. «Теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержать возможности опровержения».

Плюрализм (множественность истины).

3 вида познания:

1. Донаучное.

Религия, мифология.

2. Научное.

3. Вне научное (псевдонаука).

Антинаука, лженаука.

Специфические признаки научного познания.

1. Предметность и объективность.

2. Практическая направленность.

3. Обоснованность, аргументированность.

4. Системный характер научного знания.

5. Прогнозирование.

6. Особые средства научного познания.

7. Определённые ценностные ориентации науки.

Основные функции науки:

1. Культурно-мировоззренческая.

Суть в том, что наука направлена на развитии мировоззрения человека.

2. Производственная.

3. Социально-преобразующая функция науки.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал