![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия науки
Наука – специализированная деятельность человека по выработке обоснованию использованию знаний с целью их эффективного использования. Наука – знания, достигшие оптимальности по критериям бла-бла-бла. 3 аспекта: 1) система знаний об мире; 2) наука – особый вид деятельности по получению и обоснованию этих знаний; 3) наука – социальный институт. 1. Философия науки – весь объём знаний о науке и научных исследованиях. В широком смысле наука включает в себя её место в системе культуры, её специфические особенности её уровни и так далее. В узком смысле философия науки – способ постижения мира. Это особое философское направление. Формы осмысления научного познания: 1. Проблема познаваемости мира. 2. Структура или основные уровня познания. 3. Отношения объекта и субъекта в процессе познания. 4. Проблема истинности знания. Гносеологический оптимизм. Суть в уверенности в адекватном познании мира. Агностицизм – полное или частично отрицание возможности познания. Скептицизм – сомнение в возможности адекватного познания. Основаны на том, то единственный источник наших знаний – ощущения. Отношения объекта и субъекта. Точки зрения. 1. Созерцательный материализм. Позиция здравого смысла, обыденного познания. 2. Идеалистический эмпиризм. Беркли: «Существовать – быть воспринимаемым». 3. Позиция Канта. По мнению Канта, человек предписывает законы природе. 4. Марксистская философия. Между объектом и субъектом деятельное отношение. Познание – единство опредмечивания и разпредмечивания сущностных сил человека. Классические концепции рассматривают объект и субъект как самостоятельные внешние сущности. Неклассическая исходит из того, что для человека объект и субъект не существуют взаимно, а в единстве, имеют внутренний характер. Выделяются 2 основных уровня познания: 1. Чувственное. Познание при помощи органов чувств. 1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление. Даёт всю информацию о внешнем мире. Устанавливает связь с внешним миром. 2. Рациональное. Представляет из себя высшую форму психической активности, которая состоит в обобщённом отражении действительности. Способность прогнозировать, творчества. К иррациональному относятся чувства. В классической философии преобладает корреспондентская концепция Истина понимается как знание, соответствующее объекту. Относительность – неполнота, ограниченность знаний на каждом конкретном этапе. Абсолютное знание представляет из себя полное исчерпывающее знание об объекте. Абсолютное знание – совокупность относительных истин. Главное противоречие процесса познания – стремление к абсолютному, то есть исчерпывающему знанию объекта, и неполнота относительности знаний на каждом конкретном этапе развития науки. Ложное знание – сознательное извращение, сокрытие истины. Когерентная концепция (лат. находящийся в знании). Семантическая концепция. Семантика представляет из себя такой раздел лингвистики, который изучает смысловое знание понятий. Тарский: «Любая формулировка истины должна требованиям: 1) противоречивой; 2) должна соответствовать элементам действительности». Поппер: Принцип фальсификации теории. «Теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержать возможности опровержения». Плюрализм (множественность истины). 3 вида познания: 1. Донаучное. Религия, мифология. 2. Научное. 3. Вне научное (псевдонаука). Антинаука, лженаука. Специфические признаки научного познания. 1. Предметность и объективность. 2. Практическая направленность. 3. Обоснованность, аргументированность. 4. Системный характер научного знания. 5. Прогнозирование. 6. Особые средства научного познания. 7. Определённые ценностные ориентации науки. Основные функции науки: 1. Культурно-мировоззренческая. Суть в том, что наука направлена на развитии мировоззрения человека. 2. Производственная. 3. Социально-преобразующая функция науки.
|