![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука в системе социокультурных ценностей
1. Аксиологическое измерение в науке. 2. Внутринаучные ценности и социокультурная детерминация науки. 3. Возможность и границы науки.
Ценности включают эмоциональное отношение к предмету (интересы, потребности, установки), мировоззренческие (подчёркивают рациональность научного исследования). Науки имеет мировоззренческую и инструментальную значимость. Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит преставление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющим фактором деятельности человека в мире. Акцентирует внимание на позитивных результатах научного исследования. Плохие не учитываются или отодвигаются в сторону. Антисциентизм может быть радикальны или умеренным. Умеренный предполагает, что какие-то общественные проблемы не решаются, но всё равно. Радикальный отводит огромную роль ненаучному знанию. Антисциентизм – философско-мировоззренческое направление, характеризующаяся критическим отношением к науке и её роли в развитии в обществе. Существуют внутренние ценности в науке. С одной стороны ценности могут быть социальными, а могут быть внутринаучные. Внутринаучные ценности. 1. Методология. Принципы и законы научного исследования. 2. Модели логического обоснования научного развития. 3. Стандарты организаций и оформление научного знания. 4. Стандарты научной деятельности. 5. Идеалы научного исследования. 6. Этические нормы научного исследования. Есть такой термин «Этос науки». Этос науки – комплекс нормативных правил и предписаний/совокупность требований и норм, применяемых научным сообществом в качестве обязательного для научной деятельности. Мертон – принципы науки: 1. Универсализм. Руководство не личными интересами, а работа для общества. Отклонения в угоду научной лоббируемой позиции. 2. Коммунальность или коллективизм. Установка на сотрудничество, совместный поиск истины, открытость. 3. Скептицизм. Направлен против превращения результатов научного исследования в истину (догматизм). Критическое отношение к результатам. 4. Незаинтересованность (бескорыстность). Ограничения связаны эмпирического и теоретического исследования. 1. Правовые. 2. Нравственные. 3. Эстетические. 4. Религиозные. 5. Специфические этические ценности. Развитие этики. 1. Этика добродетели. 2. Этика долга. 3. Этика поступка. В настоящее время важнейшей этической ценностью в науке рассматривается ответственность. Она пришла на смену этики свободы и справедливости. Ленг. 4 Типа ответственности: 1. За действия; 2. Компетентная; 3. Универсально-моральная. 4. Правовая. «Человек ответственный – разумен по определению». Хабермас. Проблему ответственность рассматривал как коммуникативную этику. Выделил 4 формы: 1) аргументируй рационально; 2) стремись к разумному консенсусу; 3) поступай так, как если бы ты был членом идеального коммуникативного общества; 4) старайся внести свой вклад в реализацию этого общества. Ответственность за результаты научных открытий несут как отдельные учёные, так и научные коллективы. В любом случае ответственность означает сознательное следование рациональным принципам поведения. Союз немецких инженеров. 1. Развитие. Техника должна вести к развитию личности. 2. Благосостояние людей. 3. Здоровье и безопасность людей. Совершенность, простота, надёжность производительность и так далее. 4. Экономичность. 5 Функциональная пригодность. 6. Экологическое качество. В 1975 году был заключён мораторий на потенциально опасные для человека живых организмов исследования. Выделяются потенциальные угрозы для человека. 1. Возможность создания живых организмов с новыми свойствами. 2. Использование в военных целях. 3. Опыты по клонированию. 4. Искусственный интеллект.
|