Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука в системе социокультурных ценностей






1. Аксиологическое измерение в науке.

2. Внутринаучные ценности и социокультурная детерминация науки.

3. Возможность и границы науки.

 

Ценности включают эмоциональное отношение к предмету (интересы, потребности, установки), мировоззренческие (подчёркивают рациональность научного исследования).

Науки имеет мировоззренческую и инструментальную значимость.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит преставление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющим фактором деятельности человека в мире.

Акцентирует внимание на позитивных результатах научного исследования. Плохие не учитываются или отодвигаются в сторону.

Антисциентизм может быть радикальны или умеренным. Умеренный предполагает, что какие-то общественные проблемы не решаются, но всё равно. Радикальный отводит огромную роль ненаучному знанию.

Антисциентизм – философско-мировоззренческое направление, характеризующаяся критическим отношением к науке и её роли в развитии в обществе.

Существуют внутренние ценности в науке. С одной стороны ценности могут быть социальными, а могут быть внутринаучные.

Внутринаучные ценности.

1. Методология.

Принципы и законы научного исследования.

2. Модели логического обоснования научного развития.

3. Стандарты организаций и оформление научного знания.

4. Стандарты научной деятельности.

5. Идеалы научного исследования.

6. Этические нормы научного исследования.

Есть такой термин «Этос науки».

Этос науки – комплекс нормативных правил и предписаний/совокупность требований и норм, применяемых научным сообществом в качестве обязательного для научной деятельности.

Мертон – принципы науки:

1. Универсализм.

Руководство не личными интересами, а работа для общества.

Отклонения в угоду научной лоббируемой позиции.

2. Коммунальность или коллективизм.

Установка на сотрудничество, совместный поиск истины, открытость.

3. Скептицизм.

Направлен против превращения результатов научного исследования в истину (догматизм). Критическое отношение к результатам.

4. Незаинтересованность (бескорыстность).

Ограничения связаны эмпирического и теоретического исследования.

1. Правовые.

2. Нравственные.

3. Эстетические.

4. Религиозные.

5. Специфические этические ценности.

Развитие этики.

1. Этика добродетели.

2. Этика долга.

3. Этика поступка.

В настоящее время важнейшей этической ценностью в науке рассматривается ответственность.

Она пришла на смену этики свободы и справедливости.

Ленг. 4 Типа ответственности:

1. За действия;

2. Компетентная;

3. Универсально-моральная.

4. Правовая.

«Человек ответственный – разумен по определению».

Хабермас. Проблему ответственность рассматривал как коммуникативную этику. Выделил 4 формы:

1) аргументируй рационально;

2) стремись к разумному консенсусу;

3) поступай так, как если бы ты был членом идеального коммуникативного общества;

4) старайся внести свой вклад в реализацию этого общества.

Ответственность за результаты научных открытий несут как отдельные учёные, так и научные коллективы. В любом случае ответственность означает сознательное следование рациональным принципам поведения.

Союз немецких инженеров.

1. Развитие.

Техника должна вести к развитию личности.

2. Благосостояние людей.

3. Здоровье и безопасность людей.

Совершенность, простота, надёжность производительность и так далее.

4. Экономичность.

5 Функциональная пригодность.

6. Экологическое качество.

В 1975 году был заключён мораторий на потенциально опасные для человека живых организмов исследования. Выделяются потенциальные угрозы для человека.

1. Возможность создания живых организмов с новыми свойствами.

2. Использование в военных целях.

3. Опыты по клонированию.

4. Искусственный интеллект.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал