![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика системы правоохранительных органов.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Понятие и признаки правоохранительной деятельности. ПД – это деят-ть, установ. гос-вом, спец. органов, которая осущ-ся с целью охраны прав а путем применения юр. мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязат. соблюдении установленного им порядка. Признаки ПД: 1. Прав-тельная деят-ть осущ. только специально-уполномоченными гос-ными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и фун-ния; 2. направлена на защиту права, личности, общества и гос-ва от преступных и иных посягательств; 3. прав-тельная деят-ть осущ. только посредством применения мер гос-ного принуждения или наложения взысканий, применения мер юр. воздействия; 4. применение мер юр. воздействия должно строго соответствовать закону, который опред. как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае 5. прав-тельная деят-ть осущ. строго в порядке, установ. законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо прав-ных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотр. для соответствующего случая законом, правила уголов.или гражд. судопроизводства, правила ведения дознания и предварит. расслед. и т. п.
Общая характеристика системы правоохранительных органов. Различ. источники науч. и учебной лит-ры не сходятся в едином перечне прав-ных органов. Для одних прав-ными явл. только те органы, что непосред. ведут борьбу с прест., для других — те, кот. искореняют прест. и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерж. порядок в общест. местах, суд и т.д. Поэтому кол-во прав-ных органов в перечнях различ. авторов колеблется в разительном диапазоне от 5 до 16. Одной из причин колич. разнообразия явл. вопрос включения или не включения суд. органов в правоохранительные. На это в теории сложились следующие мнения. Большая часть исследователей относит судебные органы к правоохранительным – и не только авторы учебной и научной литературы по предмету правоохранительные органы, но и по конституционному праву. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется логичным хотя бы потому, что осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность. Меньшая часть исследователей[3] не относят суд. органы к прав-ным, а разделяет рассматриваемые органы на две подсистемы: суд. и прав-ную. Из этой модели следует, что авторы не относят суд. органы к числу прав-ных. Такой подход соответствует смыслу п. «л» ст. 72 Конституции РФ, устанав. понятийный ряд: «суд.и прав-ные органы; адвокатура, нотариат»[4]. Третьи хотя и не относят, однако рассматр.т их в рамках уч. курса. Мы будем придерживаться распространенного мнения рассмотрения судебных органов в рамках правоохранительных. Систему правоохранительных органов можно подразделить на суд. органы (суды) и иные прав-ные органы. Суд. система, в свою очередь, включает в себя Конст. Суд РФ, федер. суды общей юрисдикции, систему арбитр. судов и субъектов РФ. Надо сказать, что четкое опред., что такое суд общей юрисдикции, отсутствует. Конст.Суд РФ является суд. органом констит. контроля. Этот суд. орган призван самост. и независимо осущ. суд. власть посредством констит. судопроизводства. Основная цель деят-ти Констит. Суда РФ – это защита основ конституц строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конст. на всей территории РФ. Система федер. судов общей юр-ции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, попадающих под ее процесс. компетенцию. По сути, все прав. вопросы, возник. в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юр-ции. В системе фед. судов общей юр-ции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов.. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ. Система общих судов включ. в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юр-ции относятся и мир. судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к фед. судам общей юрисдикции, а формир. органами законодат. власти субъектов РФ. Система арбит. судов создана преимущ. для разрешения эконом. споров, возник. между юр. лицами, хотя арбит. суды имеют и иные полномочия. В наст. время система арбит. судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, фед. арбит. суды арбит. округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Суды субъектов РФ включают в себя мир. судей и констит. (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мир. – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встреч. в повседневной жизни граждан. Констит. (уставные) суды созданы для рассмотр спорных прав. вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ норматив. правовых актов Конституции или уставу субъекта. Иные прав-ные органы также образуют систему, состоящую из: – органов прокуратуры; – органов внут. дел; – фед.службы безопасности; – органов гос. охраны; – органов гос. налоговой службы; – тамож. органов; – органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; – органов предварит. расследования; – органов юстиции. Система прав-ных органов призвана реализовать такие важ. ф-ции, как: – конст. контроль; – отправление правосудия; – прокур. надзор; – расслед. преступлений; – оперативно-розыскная функция; – исполнение суд. решений; – оказание юр. помощи и защиты по уг. делам; – предупреждение преступлений и иных правонаруш.. Все эти ф-ции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов. Взаимодействие прав-ных органов с другими органами. Кач. решение задач, стоящих перед прав-ными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими гос-ными органами. Прав-ные органы осущ. суд. и исп. власть. Взаимодействие их с органами законодат. власти происходит, как правило, через действующее и перспективное закон-во. Прав-ные органы не вправе критиковать законы, давать им полит. оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд прав-ных органов наделен правом законодат. инициативы. Это высшие суд. органы: Констит Суд РФ, Верх. Суд РФ, Основная сфера взаимод. Прав-ных органов с иными органами – обеспеч. законности и безопасности. По сути, ни одна обществ. и гос-ная структура не может сущ. независимо от прав-ных органов. Последние осущ. охрану жизни, здоровья лиц, работ. в иных органах, а также принадлеж. им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными гос-ными органами и общ-ными объединениями, привлекаются силы прав-ных органов. Прав-ные органы РФ взаимод. с аналогичными структурами иностр. гос-в. для упорядочения этой деят-ти разраб. соотв. договоры.
3. Предмет и назн. дисциплины «Прав-ные органы». Предметом дисциплины является изуч. компетенций уполномоч. гос-вом ПО, их организац. структуры, основных направлений деят-ти, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы. Система – это сов-ть отдельных элементов, сост. единое целое. Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную. В общей части рассматриваются: понятие правоохранит. органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодат. акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учеб. дисциплинами. В особенной части рассматриваются вопросы орг-ции и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО. Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции. Также курс связан с админ. правом, так как нормы админ. законодательства опред. систему и структуру органов гос. управления. Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонаруш. регламентируется админ., гражд., арбитражным, головным процесс. правом. ПО в совей деят-ти по осущ. предостав. им гос-вом полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практич. деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, зем., семейного и т.д. 4. Общая характеристика источников дисциплины «Прав-ные органы». Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами. Однако основ. источниками курса «Прав-ные органы» являются законы. Среди всех законов высшую юр. силу на территории РФимеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конст. РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности: а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не указывают на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конст. РФ, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конст. РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конст. РФ; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ, противоречит Конст. РФ, а фед. закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Если статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Иногда вопросы правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в таком постановлении, действует статья закона. Прав-ным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы м/народного права, закреп. в м/народных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, М/народном пакте о гражд. и полит. правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Никто не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные Правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила м/народного договора РФ. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением правоохранительный орган не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен. Федеральным законом от 14.06.94 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 05.04.94 № 662 «О порядке, опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат, официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Офиц. опубликованием фед. констит. закона, фед. закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», также являются официальными. Федеральные конст. законы, фед., законы вступают в силу одновременно на всей Территорий РФ по истечении десяти дней после дня их офиц. опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в случаях, когда: а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего; б) закон отменен.
|