Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осуществление правосудия только судом.
Осуще. правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осущ. только спец. гос. органами – судами. Никакие другие гос. органы не вправе вершить правосудие. Появление этого принципа связано с распр. в 20-х и 40-х, а также в 50-х годах XX века в России практики применения особыми, специально создаваемыми органами уг. наказания к ни в чем не повинным гражданам. Многоч. репрессии стали возможны благодаря созданию «квазисудебных» органов, которые вне предусмотр. процедуры разрешения уг. дел признавали граждан виновными в совершении преступлений и применяли к ним уг. наказания, вплоть до смертной казни. Ужас репрессий привел к необходимости нормативного закрепления указ. принципа, гарант. гражданам, что все споры между ними и гос-вом будут разрешаться уполномоч. на то компетентными органами - судами, созданными на основании закона. Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 118 Конст. РФ и конкретизирован в ст. 4 Федерального констит. закона «О судебной системе Рос. Федерации». Указанные нормы предусматривают положение, в соответствии с которым правосудие в РФ осущ. только судами, учрежденными в соответствии с Конст.РФ и Федеральным констит. законом «О судебной системе РФ». Эти суды осущ. суд. власть посредством констит., гражд., админ. и уг. судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотр. указанным федеральным констит. законом, не допускается. Принцип осущ. правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, особую деят-ть, именуемую «правосудием», может осущ. только суд. Это означает, что на какой-либо другой гос-ный орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия. Ни один другой орган государства не наделен такими процессуальными возможностями для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу, как суд. Деятельность гос-ных и иных органов, помимо суда, нельзя назвать правосудием. Во-вторых, судом, имеющим полномочия по осущ. правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конст. РФ и ФКЗ «О суд. системе РФ». В связи с этим суд. система России определена исчерпывающим перечнем судов. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные выше норм. акты. В частности, ст. 4 и 26 ФКЗ «О су. системе РФ» предусматривают возможность создания в системе фед. судов общей юрисдикции спец-ных судов по рассмотрению гражд. и админ. дел. При этом непосредственная регламентация полномочий, порядка образования и деят-ти спец-ных судов должна устанавливаться в отдельном фед. конст. законе. Спец-ные суды - это фед-ные суды общей юрисдикции, к полномочиям кот. отнесено рассмотрение отдельных категорий гражд. и админ. дел. Не могут быть отнесены к спец-ным судам суды, кот. рассматривают гражд., уг. или админ. дела в отношении отдельных категорий лиц, например военные суды. Следует отметить, что в настоящее время в России спец-ные суды не созданы. От спец-ных судов следует отличать чрезвычайные суды, т. е. суды, кот. создаются либо вне закона, либо на непостоянной основе, либо для проведения репрессивной, карательной политики гос-ва, либо создание которых обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами, например чрезвыч. положением. Создание чрезвычайных судов в РФ запрещено.Так же как и запрещено применение любых форм и видов ускоренного или чрезвыч. суд-тва. В случае введения чрезвычайного положения на соответствующих территориях действуют суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конст. РФ и ФКЗ «О суд. системе РФ».
|