![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обществе
На рубеже 60-70-х годов XX века в развитых странах стали появляться качества нового постиндустриального общества. Главный вид деятельности - производство услуг. Если в индустриальном обществе услуга – это вспомогательная по отношению к производству деятельность, то в постиндустриальном обществе услуга все чаще играет ведущую роль. Динамика развития в постиндустриальном обществе определялась в значительной степени уже не индустриально-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями, возросшей ролью услуг в социальном и культурном сегменте сервиса. Информационная революция связана с появлением в жизни людей компьютерной техники, автоматизированных систем связи. Значение информации в жизни общества и индивидуума резко возрастает, что ведет к признанию рождения «информационной среды обитания», «электронно-цифрового общества». Отныне все, что связано с рождением и распространением новой информации, образует в экономике развитых стран и мирового хозяйства в целом масштабный сегмент сервисно-информационного производства. Сервизация экономики связана с процессом активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, т.е. в то, что ранее рассматривалось как находящееся за рамками собственно индустриального производства, - управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, уровень культуры и профессиональные качества самих работников обслуживания. В последней четверти XX в. в развитых странах преодолевается исторически сложившееся представление о секторе услуг как о второстепенном, подчиненном, полностью зависящем от промышленности. Отличительной особенностью постиндустриальной экономики выступает увеличение доли невещественного продукта-услуги, а также рост производства продукции по индивидуальным заказам. По оценке ученых, производство услуг и информации в обществе завтрашнего дня будет значительно превышать производство товаров. Доминирующее значение в процессах такого рода будет занимать производство знаний, образов, духовных ценностей, информации в целом. Широкое распространение получили услуги образования, социальные услуги и профессиональные услуги. Расширение постиндустриального сектора требует, чтобы как можно больше людей имели высшее образование. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу включает 3 этапа: 1. Развитие промышленности приводит к масштабному распространению услуг транспорта, связи и услуг, связанных с движением товара. 2. В условиях массового потребления товаров и услуг начинается рост сферы распределения – это услуги торговли, операции с недвижимостью и т.д. 3. Снижается доля средств, расходуемых на питание. Высвободившиеся деньги тратятся на товары длительного потребления, затем на отдых и досуг. В постиндустриальном обществе безграничное материальное потребление уже не выступает признанным благом. Более того, в последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с весьма серьезными противоречиями и издержками индустриального развития, заставившими забыть недавно распространенное клише о беспроблемном существовании потребительского общества.
|