Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Застройка Центральной (городской части)
В историческую часть города включены территории города и соответствующие историческому делению города: Городская часть, Заволжье, Затьмачье и Затверечье. В Центральной (Городской части) уцелели большие фрагменты регулярной жилой каменной застройки XVIII – XIX веков (ул. Советская, Пушкинская, Крылова, Медниковская, Симеоновская, Новоторжская, бульвар Радищева и другие). Здесь расположены основные ансамбли и комплексы исторического центра города []: 1) Выдающийся памятник архитектуры старой Твери - ансамбль Путевого дворца. Он формировался на протяжении ХVII-Х1Х веков, состоит из главного П-образного в плане дворцового корпуса с двумя павильонами, церковным и библиотечным, кухонного флигеля, каретного сарая, гауптвахты, Дворцого сада с павильоном " Оранжерея". Главный корпус - архиерейский дом - построен в 1669-1672 годах тверским архиепископом Иосифом I на месте сгоревшего в 1661 году деревянного дома. В 1763 году архиерейский дом, пострадавший во время пожара Твери, был перестроен в стиле барокко " архитектурной командой" под руководством архитектора П. Р. Никитина. Работы закончились в 1778 году. Вскоре он был куплен казной и стал императорским путевым дворцом. Позднее дворец перестраивался: в 1809-1811 годах К. И. Росси, в 1867-1871 годах А. И. Резановым. Дворец отличается праздничной нарядностью облика, оригинальностью объемно-пространственного решения, пластическим богатством декоративного убранства фасадов и интерьеров, органично сочетающих черты барокко, классицизма и неоренессанса. Среди парадных интерьеров дворца большой интерес представляет Розовый зал, выполненный в стиле позднего классицизма по проекту К. И. Росси, отличающийся изысканной красотой и благородством архитектурного решения. Тонкая лепка, розовый цвет стен, колонны, зеркала, мраморные камины, хрусталь люстр и торшеров придают залу особую торжественность. С этим зданием связаны многие имена отечественной культуры - историка Н.М. Карамзина, писателя И. И. Лажечникова, художника О. А. Кипренского, крупнейших русских зодчих И. Мичурина, П. Р. Никитина, М. Ф. Казакова, К. И. Росси, А. И. Резанова, скульптора Д. Иенсена, художника-декоратора Д. Скотти []; 2) Ансамбль улиц с Трехлучевой композицией, заложенной генпланом 1767 года. В основу планировки города была положена трехлучевая композиция, с главной осью - главной улицей, параллельной реке Волге, и двумя расходящимися от современной Советской площади улицами-лучами. Направление трех лучевых магистралей определялось расположенными в конце их высотными композициями - сооружениями кремля, который предполагалось восстановить. Центральный луч - современная Советская улица - ориентировался на главную каменную Владимирскую башню кремля и расположенный за ней собор с высокой колокольней. Боковые лучи замыкались соответственно Тьмацкой и Волжской башнями кремля. Точка схода трех улиц-лучей лежала на Полуциркульной (ныне Советская) площади - тогдашней границе с предместьем города Твери. Широко и свободно развивалась трехлучевая композиция в направлении к центру города. Боковые лучи - улицы Косая Новоторжская и Косая Новгородская (нынешние улицы Новоторжская и Вольного Новгорода) вели за Тьмаку и Волгу. Перспектива среднего луча - Екатерининской (теперь Советская) улицы открывала простор для правильно распланированных площадей и завершалась группой строений, составлявших своеобразное художественное целое. П. Р. Никитину при участии его ближайших помощников удалось создать крупные архитектурные ансамбли, такие, как нынешние площадь Ленина, Советская площадь, набережная Степана Разина []; 3) Ансамбль зданий губернского казначейства (начало XX века); 4) Комплекс торговых и общественных зданий (XVIII – XIX век); 5) Комплекс общественных и жилых зданий (XVIII – XIX веков) []; 6) Ансамбль “церкви Рождества Христова”, что в Рыбаках. Один из старейших сохранившихся храмов Твери, выстроенный в 1743 году. Название храма «В Рыбаках» и улица Рыбацкая в Твери – единственные старые топонимы, которые обозначают место бывшей здесь до регулярной застройки рыбацкой слободы. Деревянная Христорождественская церковь, упоминающаяся еще в Писцовых книгах, сгорела 5 апреля 1725 года, вместо нее на средства тверского купца А. Янковского и его детей в 1729-1743 гг. выстроена новая каменная с приделом Петра и Павла. История этого храма тесно связана с трагическим для Твери пожаром 1763 года, когда почти весь город был уничтожен огнем. Люди (а это около 30 человек, включая клир), находящиеся в церкви, погибли. Храм выгорел изнутри дотла. Возобновленный храм был освящен в 1771 году. В 1777 году по красной линии Косой новгородской улицы (современной ул. Вольного Новгорода) на средства, выделенные Екатериной II, был построен каменный дом причта. Первые перестройки связаны с дальнейшим строительством теплого храма. В 1836 г. на средства купца А.Кобелева была расширена трапезная с устройством придела во имя святителя Митрофана Воронежского. Купец Н.И. Зверков пожертвовал деньги на возобновление и позолоту иконостаса главного престола и роспись стен церкви, которые были выполнены живописцем Лашиным. Храм стоял на обширной площади, ограниченной с севера застройкой набережной, с запада застройкой улицы Трехсвятской, с востока владениями Святогоровых. В 1930-е годы храм лишился колокольни, главки над куполом, ограды. Были растесаны окна южного придела. В 1935 году вокруг церкви (на месте церковной ограды) был построен четырехэтажный жилой дом (ныне под №13 по ул. Вольного Новгорода), который полностью закрыл храм со стороны улицы и с востока. Таким образом храм оказался практически во дворе. Здание храма использовалось множеством организаций. Были заложены кирпичом окна восьмерика, сделаны мелкие пристройки. Внутренние помещения были перекрыты множеством перегородок, в т.ч. и межэтажных. Здесь располагались жилые комнаты, тир, клуб служебного собаководства ДОСААФ, обком ДОСААФ, магазины. Отхожие места были устроены в помещении алтаря. После 1995 года помещения храма арендовали фирмы «Лесма» и «Росток». Здесь ими были открыты обувной и продовольственный магазины. Срок аренды истекал 31 декабря 1999 года, а 1 января 2000 года здание церкви официально передавалось верующим. Почти 40% помещений отводилось прихожанам в качестве приписной церкви Вознесенского собора. Окончательно храм был передан верующим в 2001 году. В 2010-2012 гг. проведена масштабная реставрация []; 7) Комплекс застройки набережной р. Волги (конец XVIII – XX веков). Набережная Степана Разина находится на правом берегу реки Волга. Набережная названа в честь донского казака Степана Разина. Каменное строительство на набережной началось в середине 1760-х годов после большого пожара в Твери в 1763 году. Строились дома вплотную друг к другу по принципу " единой фасады". Но тверское купечество осталось недовольно новым строительством домов, привычнее было, когда каждая городская усадьба была отделена от соседей – были промежутки между домами. Таким образом, от сплошной застройки города отказались, но на набережной Степана Разина остались дома, построенные по принципу «единой фасады». На набережной Степана Разина находятся: кинотеатр Звезда, дом Ворошиловских стрелков, усадьба Хозинского (набережная Степана Разина, 22/39), каменные двухэтажные дома 18 века. Набережная Афанасия Никитина находится на левом берегу реки Волги. Свое имя набережная носит в честь великого Тверского путешественника Афанасия Никитина. Активное строительство на набережной началось после пожара 1773 года в Заволжье []; 8) Ансамбль застройки Фонтанной площади. Фонтанная площадь в Твери принадлежит к числу самых совершенных архитектурных ансамблей, созданных в провинциальных городах России екатерининского времени в ходе их регулярной перепланировки. Значение этого незаурядного памятника не ограничивается его архитектурно-художественными достоинствами и той ролью, какую играет Фонтанная площадь в структуре Твери. В полной мере оно выявляется при рассмотрении ансамбля в общероссийском градостроительном контексте, а также в ряду великой европейской традиции королевских площадей (places royales) XVII – XVIII вв., среди которых площадь Амалиенборг в Копенгагене могла послужить непосредственным образцом для тверского ансамбля []; 9) Полуциркульная площадь (Почтовая площадь, ныне - Советская) - главная площадь города Твери. Лежит в основе трёхлучевой системы улиц: Новоторжская - Советская - Вольного Новгорода, которая была спроектирована архитектором П. Р. Никитиным после большого пожара 1763 года. Улицы расходятся от площади лучами. Такое построение площади придает центру города редкую стройность и композиционную завершенность. Свои творения на площади также оставили и другие лучшие архитекторы XVIII века: М. Ф. Казаков, В. С. Обухов, А. В. Квасов и другие. Опираясь на богатый опыт строительства Петербурга, Рима и Версаля, русские зодчие нашли интересную архитектурную композицию. От составления плана до его окончательного практического осуществления прошло почти 100 лет. Только в 60-х годах XIX века этот район был полностью застроен каменными домами по проектам талантливой группы зодчих. В окружающих площадь зданиях в настоящее время размещаются: резиденция Губернатора Тверской области и другие административные структуры, почтамт, Дом техники, Дом работников просвещения, старейший кинотеатр города «Вулкан». На фасаде почтамта помещена мемориальная доска с надписью: «Эта площадь в 1917 году была местом массовых митингов и демонстраций революционных рабочих и солдат города Твери». В 2008 году на площади был сооружён памятник тверскому князю Михаилу Ярославичу []; 10) Комплекс зданий женского епархиального училища (XIX - начало XX веков). Трехэтажное кирпичное здание бывшего Тверского Епархиального женского училища было возведено в 1896-1898 годах на месте дома, который принадлежал Голенищеву-Кутузову. Училище являлось полузакрытым учебным заведением, в котором давали сокращенную программу женских гимназий для дочерей православных священников. В наше время в здании размещается детская областная клиническая больница []; 11) Самый заметный и один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Твери – Вознесения Господня – был построен в 1749-1760 годах и перестроен в 1826-1836 годах. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь Вознесения, сгоревшая в XVIII веке. На ее месте в 1749 году начали строить новый каменный Вознесенский храм с южным Богоявленским приделом. Освятили его в 1761 году, но уже в 1763-м он сильно пострадал от пожара и пять лет ремонтировался. Это была характерная для Твери XVIII века церковь типа «восьмерик на четверике», каких немало сохранилось в городе. Отличало ее нестандартное расположение колокольни – она стояла с севера от церкви. Новая колокольня, выше предыдущей, была поставлена с запада в 1805 году. В 1818 году возникла идея разобрать старый храм и поставить на его месте новый, по проекту архитектора Н.Легранда. Но работы начались только в 1826 году, когда на строительство выделили деньги тверские купцы И.Ф.Татаринцев и Ф.Н.Бобров. Проект был выбран другой – знаменитого в будущем архитектора И.Ф.Львова. Этот храм стал его первым крупным проектом. Часть стен от прежнего храма была включена в новый объем, сохранилась и построенная в 1805 году трехъярусная колокольня. Работы велись 10 лет; в процессе строительства был несколько изменен проект, к храму добавился северный придел Антония и Феодосия Печерских, на устройство которого еще один тверской купец, И.Д.Подсыпанин, пожертвовал 5000 рублей. Колокольня с ротондой по проекту Львова выстроена не была, осталась старая колокольня, которая оказалась несколько смещенной относительно основного объема церкви. Храм представляет собой массивный четверик, украшенный высоким мощным портиком в 6 колонн со стороны северного фасада, увенчанный большой световой ротондой. Его стены украшает рустовка и простой строгий фриз. Алтарного выступа – апсиды – у храма нет. В советское время, в 1930-х годах, Вознесенская церковь была закрыта и отдана под склад; все ценности были изъяты. С 1936 года здание церкви было передано областному краеведческому музею, а с 1972-1973 гг. здесь разместился выставочный зал. В 1993 году она была передана Тверской епархии и стала главным городским собором [].
|