Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Застройка Заволжья ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Эта часть города наиболее подверглась реконструкции и сносу, а также уничтожению исторической планировочной структуры во второй половине XX века. Сохранился Успенский собор Отрочь монастыря (1722 год). Основная часть Тверского Отрочь монастыря была разрушена при строительстве речного вокзала в 30-х годах XX века, в настоящее время являющегося памятником архитектуры советского времени. На набережной Афанасия Никитина сохранилась церковь Воскресения (Трех Исповедников), что за Волгой (первая четверть XIX века) с приделом в стиле ампир – одна из ранних работ К. И. Росси. Одной из лучших в Твери построек в стиле раннего классицизма является жилой дом (XVIII в.), образующий с Воскресенской площадью цельный архитектурный ансамбль площади – “кармана”. В панораме Заволжской части, открывающейся со стороны реки, этот ансамбль занимает главенствующую роль []. 1) Успенский собор Отроч монастыря в Твери сооружен в 1722 г. при Петре I на месте древнего собора, построенного в 1269 году (остатки его сохранились), но с некоторым смещением относительно него к востоку. Габариты древней постройки вписаны в западный объем новой церкви, выступая своей восточной частью с апсидой в ее центральное пространство. Инициатором строительства нового храма был митрополит Сильвестр Крайский, переведенный в Тверь из Смоленска. Кирпичные стены Успенского собора оштукатурены, наличники белокаменные. До конца XVIII в. кровля была тесовой. В 1850 г. интерьер Успенского собора украсила сюжетная темперная стенопись. В 1868 г. с востока в углы здания встроили низкие прямоугольные объемы, похожие на прирубы к алтарям деревянных церквей. В южной пристройке Успенского собора разместили ризницу, которую в 1904 г. превратили в придельный алтарь во имя Серафима Саровского (на средства кашинской мещанки Н.В.Егоровой). План храма в виде латинского креста с гранеными рукавами, тектоника и декор фасадов не только характерны для позднепетровского времени, но и сходны с культовыми сооружениями рубежа XVII - XVIII вв. в Смоленске []; 2) Церковь Воскресения (Трех Исповедников) расположена на левом берегу Волги. Единственный из тверских храмов, сочетающий в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. В народе Воскресенская церковь более известна по наименованию одного из приделов - Трех Исповедников: Гурия, Самона и Авива. Освящена в 1731 г. Престола три: главный Воскресения Христова, придельные: а) святых мучеников Гурия, Самона и Авива и б) Божией Матери " Взыскание Погибших". На этом месте предположительно с XV века находился деревянный храм в честь Параскевы Пятницы. В 1709-м году упоминаются две деревянные церкви - в честь Воскресения Христова и святых мучеников Гурия, Самона и Авива. К 1725-му году Воскресенская церковь совсем обветшала, и прихожане обратились к Тверскому епископу Феофилакту за благословением на постройку нового каменного храма. Строительство велось с 1728-го по 1731-й год на средства местного купца Герасима Седова. Он торговал пенькой и хлебом в Вышнем Волочке и других городах, а также занимал должности земского бургомистра и старосты «у мирских поборов», а в конце жизни решил пожертвовать деньги на строительство нового храма в своем приходе. В 1797-1805 годах храм обновлялся усердием именитого горожанина Макария Блохина. Был установлен новый иконостас, первоначальный наружный декор был срублен и заменен существующим. Храм вновь освятили в 1806-ом году. В 1815-1822 годах на средства городского головы Егора Зубчанинова возведен южный придел по проекту Карла Росси, освященный в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Эта икона чудесным образом появилась в доме Зубчаниновых, находившемся рядом с храмом, и не раз спасала семью от различных несчастий. В один год Егор Зубчанинов из богатого купца едва не стал нищим, когда снаряженный им караван погиб (уцелело лишь одно судно), и Егор Иудич не смог выполнить обязательства по поставке хлеба для войска. Во сне он увидел Богородицу, которая указала ему на образ «Взыскание погибших», хранившийся в доме. Купец Зубчанинов горячо молился и дал обет, что все деньги с уцелевшего судна принесет в дар Царице Небесной. Дела его быстро поправились, и во исполнение обета он выстроил придел в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших», куда передал свою чудотворную икону. Иконы для иконостаса были заказаны им в Академии Художеств в Петербурге. Пожертвования на отделку храма были внесены купцом Андреем Васильевичем Назаровым. Купцом Блохиным была пожертвована риза на икону из крупного жемчуга с разноцветными камнями и сребровызлащенные оклад и венчик. Придел был освящен архимандритом Гедеоном. С Иконой «Взыскание погибших» устраивали крестные ходы, жители 3аволжья принимали ее в своих домах, перед началом всякого дела служили перед этим образом молебен. К сожалению, судьба чудотворного образа после революции 1917-го года неизвестна. В Воскресенской церкви в настоящее время находится новонаписанная чтимая Икона Божией Матери «Взыскание погибших». После революции 1917 года церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. В годы Советской власти в здании церкви располагались музей здравоохранения, дом санитарного просвещения, морской и шахматно-шашечный клубы. Храм Воскресения Христова в 1993 году был передан Тверской епархии, а в 1997 году в нем начались богослужения. К празднованию 870-летия города Твери в 2005 году была восстановлена колокольня [].
|