![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перкуссионные ударные.
Барабаны появились на заре истории человечества. В руинах Месопотамии были найдены маленькие цилиндрические барабаны с датировкой около 3000 лет до нашей эры. Древнеегипетские гробницы содержали подобные барабаны. Мало кому известно, что на территории современной Германии и Чехии в древности использовались большие кубкообразные барабаны. Самые ранние датируются примерно 3600 лет до нашей эры (по некоторым данным до 7000 д.н.э.). Изготавливались они из глины и имели в высоту от 14 до 46 см. Похожие формы были найдены на Алтае с датировкой около 500 лет д.н.э. В Перкуссия относится к этническим инструментам и считается самым древним видом среди музыкальных инструментов. Несколько веков назад перкуссия применялась на востоке и африканских племенах. Со временем, этот инструмент появился и в Европе, и пользуется большой популярностью по сей день. Сегодня барабаны чрезвычайно популярны во всем мире, их делают в самых различных формах. Некоторые традиционные барабаны уже давно используются в эстрадной практике. Это, прежде всего, всевозможные латиноамериканские инструменты: бонги, конги и др. Там-там – традиционный африканский инструмент, который и в наши дни не потерял своей актуальности. Многие деятели киноиндустрии используют этот оригинальный барабан в своих картинах, чтобы придать им национальный колорит. Звук этого барабана известен практически каждому, кто смотрел фильмы о племенах. Это чуть глуховатый, но довольно сильный звук вселяет одновременно страх и благоговение. Сравнительно недавно в инструментарии эстрадных, этнических и средневековых музыкальных коллективов появились важнейшие восточные барабаны и барабаны Африки – соответственно, дарбука (или ее басовая разновидность думбек) и джембе. Особенность этих инструментов состоит в том, что на них можно извлекать звуки самой различной тембральной окраски. Особенно это касается дарбуки. Мастера игры способны извлекать из восточного барабана – дарбуки множество различных звуков и, таким образом, конкурировать с целой ударной установкой. Обычно технику на этих инструментах преподают носители традиции, причем освоение материала идет исключительно по слуху: ученик повторяет вслед за учителем всевозможные ритмические рисунки. Существуют музыкальные группы на территории ряда стран: Малайзии, Индии, Африки, Южной Америки и др., которые состоят из отдельных исполнителей, использующих во время игры только перкуссионные музыкальные инструменты. Данные типы групп, как правило, чаще всего исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые торжества. В большинстве случаев такие группы особо распространены в различных племенах. Однако, они могут выступать и на больших сценах, как ритмическое сопровождение различных экзотических вокально-танцевальных музыкальных групп. Дарбука – один из древних перкуссионных инструментов Ближнего Востока, представитель обширного семейства кубкообразных барабанов (к этому семейству принадлежат также африканский джембе, иранский томбак и многие другие этнические барабаны). Кубкообразные барабаны известны еще со времен неолита (по результатам раскопок), их изображения встречаются на месопотамских барельефах и египетских фресках. Позднее подобные барабаны органично влились в арабскую культуру. В Европе кубкообразные барабаны появились в эпоху Средневековья благодаря интенсивным культурным контактам с арабским миром, но она здесь не прижилась. Возможно, это связано с тем, что многие ударные инструменты — прежде всего, восточного происхождения — оказались в какой-то момент под запретом со стороны католической церкви. В результате отставание Европы по части ударных инструментов и ритмической культуры продолжалось вплоть до девятнадцатого века.
Дойра – основной узбекский барабан. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К основному звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамических оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре, разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры - усули. Д. используется при исполнении макомов, мугамов. В современное время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров.
Из музыки различных композиторов среди академической направленности существуют произведения, которые написаны исключительно для ударных инструментов, к примеру, для перкуссионных барабанов. Чаще всего это довольно пестрый и крупный состав по инструментарию. Помимо ударной установки и традиционных инструментов также используются различные этнические музыкальные инструменты.
|