Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь этнопедагогики с другими науками ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Рисуем схему из пересекающихся окружностей. Поскольку этнические (национальные) явления в той или иной мере сопряжены почти со всеми сторонами жизни человечества, к их изучению причастны многие научные дисциплины. Прежде всего – это этнография, так как этносы являются основным объектом ее исследования. Эта проблематика оказывается в поле зрения: историка, воссоздающего историческое прошлое народа; археолога, занятого изучением этногенеза; социолога интересуют взаимосвязи этнических и социально-экономических явлений; искусствоведа – этническое своеобразие отдельных компонентов художественной культуры; лингвиста – этнолингвистические процессы; психолога -этнические особенности психики. Есть этнические аспекты экономических, демографических исследований, занимаются изучением этнической проблематики и представители ряда естественных наук: антропологии, физической географии, ботаники. На стыке этих наук и этнографии возникли своеобразные пограничные дисциплины: этническая антропология, этногеография, этноботаника (56, 5). К числу таковых относится и этнопедагогика, возникшая в лоне педагогики, на стыке этнографии, этнофилософии, этнопсихологии и этнокультурологии. Этнографию и этнопедагогику объединяет общий для обеих наук объект исследования – жизнедеятельность этноса, который конкретизируется в предметах как этнографии, так и этнопедагогики. Поскольку этнопедагогика «исследует этнические особенности обучения и воспитания» (364), мы в своем исследовании акцентируем внимание на компонентном составе этноса, его структуре, понятийно-терминологической характеристике, что позволило бы глубже вникнуть в сущность природы «этнического», его соотношения с «национальным», «народным».
Рекомендуемые информационные ресурсы:
Рекомендуемая основная литература: 1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с. 2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 1. 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Введение, параграф 1. 4. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2015. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. Гл.1, п. 1.1, 1.2. – Серия «Бакалавр». 5. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: учебник и практикум: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцева. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 333 с. – серия: Бакалавр. Базовый курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)
Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических институтов. Набережные Челны, 1995. Гл. 1. 3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Изд. Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества, 1926. 4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. Гл.1. 5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М: Педагогика, 1991. С. 76. 6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – С. 62–67. 7. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. Раздел 1. Тема 1, п.1.1., 1.3, 1.4.. 8. Давыдова О.И. Потенциал этнопедагогического подхода в современном образовании: монография / О.И. Давыдова. – Барнаул: АлтГПА, 2009. –187 с.
|