![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма разработан А. Осборном в 1953 году. Это метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы. Метод также называют «мозговая атака», «конференция идей» или «коллективная генерация идей». Основная цель мозгового штурма – поиск наиболее широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением. Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решений проблемы и при ликвидации недостатков в уже существующей системе. Метод мозгового штурма можно также рассматривать как инструмент повышения творческого потенциала коллектива специалистов, что достигается за счет следующего [См.: Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования / В.В. Глущенко, И.И. Глушенко. – Железнодорожный: Крылья, 2004]: – тренировка мыслительной деятельности в отношении способности выдвигать новые идеи для решения поставленных задач; – возможность нового и неожиданного видения проблемы глазами своих коллег; – последующее изучение всей совокупности высказанных идей позволяет по-новому, с большим доверием отнестись к идеям, которые, хотя и раньше высказывались коллегами, но в рутинной обстановке текущих дел организации не привлекли к себе достаточного внимания; – появление навыков творческого мышления за счет участия в дискуссиях, критическом анализе новых и недостаточно обоснованных идей в процессе коллективной генерации идей. В технологии проведения мозгового штурма можно выделить пять основных этапов (см. приложение 3): 1) постановочный – этап включает: введение в деловую игру, мобилизацию групп, постановку проблемы; 2) генерационный – в рамках данного этапа осуществляется генерация – разведка и каскадная генерация идей; 3) синтезирующий – в ходе этапа происходит синтез и прогноз идей; 4) критикующий – этот этап включает критику идей и подготовку вариантов решения; 5) завершающий – осуществляется принятие решения, конструктивная проработка, разбор игры. Методика мозгового штурма хорошо известна специалистам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. При этом независимо от того, для решения каких проблем используется данный метод, необходимо соблюдение правил: 1) обеспечить как можно большую свободу мышления участников и высказывания ими новых идей. Чем больше выдвигается идей, тем лучше, так как становится больше вероятность появления ценных идей; 2) обеспечить принятие любых идей, даже сомнительных или абсурдных. Оценка предложений производится позднее; 3) не допускать критики любой идеи. Не объявлять ее ложной и не прекращать обсуждение; 4) стимулировать высказывание как можно большего количества идей, а особенно нестандартных. Приветствуется оригинальность и нетривиальность идей. В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями и другие виды коллективного принятия решения. Существует множество разновидностей мозгового штурма: метод коллективного обсуждения фиксированных идей, метод обратного мозгового штурма, метод конференции идей и др. Однако применение всех этих методов может быть эффективным только в условиях творческого отношения к ним, так как они основаны на творческом подходе к решению проблем.
|