Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






SWOT-анализ






SWOT-анализ является методом исследования, применяемым, как правило, для стратегического планирования. Метод имеет наибольшее распространение в исследовании социально-экономических систем, которым присуши динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.

Название метода SWOT – это аббревиатура английских слов:

– Strengths – Сильные стороны;

– Weaknesses – Слабые стороны;

– Opportunities – Возможности;

– Threats – Угрозы.

Аббревиатура SWOT была впервые озвучена и введена в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором К. Эндрюсом.

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности организации, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.

Матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом:

 

  Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)
Сильные стороны (Strengths) О – S О – W
Слабые стороны (Weaknesses) T – S T – W

 

Процесс стратегического планирования при помощи данного метода производится путем анализа факторов внешней (возможностей и угроз) и внутренней (сильных и слабых сторон) среды организации, а также построения стратегий и тактических действий.

К внешней среде относят факторы, на которые организация не может повлиять (политика, законодательство, культура, экономическая ситуация, природно-климатические условия, демография и др.) либо может повлиять косвенно (поставщики, конкуренты, потребители).

К внутренней – соответственно факторы, на которые организация имеет прямое влияние (менеджмент, маркетинг, производство, сбыт, персонал, технологии, финансы и др.).

Цель матрицы SWOT заключается в формировании четырех различных стратегий, базирующихся на парной комбинации внешних и внутренних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей:

(1) Возможности – Сильные стороны (О – S);

(2) Возможности – Слабые стороны (О – W);

(3) Угрозы – Сильные стороны (Т – S);

(4) Угрозы – Слабые стороны (Т – W).

Результатом распределения факторов является наглядное соотношение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Сложность применения метода определяется возможностью отнесения одного и того же фактора как к сильным, так и к слабым сторонам, как к возможностям, так и к угрозам. Причем роль таких факторов может меняться в зависимости от ситуации.

В некоторых ситуациях один и тот же фактор может быть размещен в нескольких квадрантах одновременно. Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы и разместить их таким образом, чтобы их концентрация подсказала пути решения проблемы, в рамках одного квадранта, факторы могут быть ранжированы по весам и по значимости. Составленная таким образом матрица факторов характеризует реальное положение дел.

В результате анализа приведенных факторов и показателей формируются группы стратегий:

(1) стратегии «возможности – сильные стороны». Цель – максимизировать возможности и сильные стороны. Упор делается на то, как за счет сильных сторон можно использовать возможности;

(2) стратегии «возможности – слабые стороны». Цель – одновременно усилить возможности и уменьшить слабые стороны. Как правило, предпринимаются попытки за счет внешних возможностей преодолеть слабые места в организации;

(3) стратегии «угрозы – сильные стороны». Цель – максимально развить силы и минимизировать угрозы. В частности, указывается, как за счет сильных сторон можно преодолеть угрозы;

(4) стратегии «угрозы – слабые стороны». Цель стратегий – минимизировать как слабые стороны, так и угрозы. Акцент в стратегиях делается на то, как угрозы могут усугубить слабые стороны и, наоборот, как слабые стороны могут повлиять на возрастание угроз и как это можно преодолеть.

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

В исследовании социально-экономических систем управления метод применяют для анализа эффективности работы персонала, распределения функций, структуры системы управления, механизмов управления, мотивационных стратегий, информационного обеспечения, коммуникаций и организационного поведения и т. д.

В практике управления применяются различные модификации SWOT-анализа, в частности: SMART-анализ и PEST-анализ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал