Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система оценочных показателей⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Основными инструментами оценки результатов исследования являются показатели. Показатель — обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Показатели реализуются через три основные функции: 1) информационная – показатель это форма представления информации в сжатом виде; 2) аналитическая – при помощи показателей появляется возможность проводить анализ целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления; 3) мотивационная – показатели всегда связаны с деятельностью человека и реализацией его интересов. Это определяет их как средство стимулирования и мотивации эффективности деятельности. В основе любой системы мотивации лежат показатели, и чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации. Для того чтобы оценить исследование наиболее адекватно и объективно, применяют систему показателей, которая в общем случае должна отвечать следующим требованиям: • характеризовать соответствие результатов исследований их назначению и целям проведения; • характеризовать научно-технический уровень проведенных исследований; • предоставлять возможность контролировать и оценивать эффективность результатов проведенных исследований. При этом следует учитывать, что состав показателей должен отражать [См.: Асташкина И., Мишин В. Исследование систем управления / И. Асташкина, В. Мишин. — М., 2003]: • целевую направленность исследований; • достижение целей исследований; • новизну результатов исследований; • научно-технический уровень исследований; • предполагаемый масштаб реализации (внедрения) результатов исследований (на международном, национальном, отраслевом уровнях или уровне организации, подразделения); • сроки выполнения исследований (выполнение досрочно, в установленные сроки, с нарушением установленных сроков); • объемы реализации (внедрения) результатов исследований (полностью или частично); • качество оформления проведенных исследований (в соответствии с требованиями или с нарушениями требований стандартов); • эффективность реализации (внедрения) результатов исследований. 1. Различают количественные и качественные показатели. Количественные показатели фиксируют меру выраженности, развития определенного свойства. Качественные — фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства. Разделение показателей на количественные и качественные отражает лишь возможности точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. 2. Наряду с этим существуют и другие виды показателей. Так, выделяют простые и сложные показатели. Последние называют еще синтетическими, расчетными. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно сложные показатели являются основой современного управления, ибо они полнее отражают функции, присущие показателям. 3. По организационному статусу выделяют показатели регламентного, нормативного, инструктивно-информационного типов. Регламентные показатели декларируют обязательность исполнения. К ним можно отнести количество работников, продолжительность трудового дня и др. Нормативные показатели отражают регулирование деятельности по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.). Инструктивно-информационные — дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы. 4. По виду обобщающего показателя они делятся на абсолютные, относительные и временные. С помощью абсолютных показателей определяется разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных с реализацией исследовательских проектов. Относительные показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проектов к совокупным затратам на их реализацию. Временные показатели используются для оценки срока окупаемости затрат. 5. По методу сопоставления результатов и затрат показатели делятся на статические и динамические. Статические показатели отражают денежные потоки, которые возникают в разные моменты времени и оцениваются как равномерные. При применении динамических показателей денежные потоки, которые вызваны реализацией исследования, приводятся к единому моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных результатов и затрат. Таким образом, существует большое разнообразие показателей. Задача исследователя состоит в том, чтобы осуществить оценку эффективности при помощи тщательного отбора показателей, достаточных для адекватного отражения результата исследования и представляющих собой совокупность, обладающую системными качествами.
|