Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шейху задали два вопроса.
Первый вопрос насчет « ا ل ل ه ل ا ي و ص ف ب ا ل م ع ر ف ة ». Он сказал, пришло в одном хадисе от ибну Аббаса: «Познай Аллаха в благополучии, Он тебя познает в неблагополучии». В этом хадисе Аллах описывается как обладатель « م َ ع ْ ر ِ ف َ ة ٌ ». Он сказал, что это подобно следующему аяту: «… Они хитрили, и Аллах хитрил…» (8: 30). Т.е. у нас есть четыре вещи: 1) « ا ل أ س م ا ء ا ل ل ه » -Иимена Аллах. 2) « ا ل ص ف ا ت ا ل ل ه » -Атрибуты Аллаха. 3) « ا ل أ ف ع ا ل ا ل ل ه » -Дела Аллаха. 4) « ا ل أ خ ب ا ر ع ن ا ل ل ه » -Сообщения об Аллахе. И говорят, что « ا ل أ خ ب ا ر ع ن ا ل ل ه » (сообщения об Аллахе), это – самый большой раздел. Действия Аллаха немного меньше, чем рассказ. Т.е. рассказ об Аллахе намного шире, больше возможностей, чем рассказ о действиях Аллаха. Что касается действия Аллаха, то это больше, чем атрибуты Аллаха. Что касается атрибутов, то это шире, чем имена Аллаха. Значит, имена это – первое. Шире, чем имена, это – атрибуты. Шире, чем атрибуты – действия Аллаха. Шире, чем действия, это – сообщения об Аллахе. И здесь, когда мы говорим « ا ل أ خ ب ا ر ع ن ا ل ل ه », оно связано, нельзя говорить просто Один. Например, мы не имеем права говорить, что Аллах « ي َ م ْ ك ُ ر ُ », запрещено. Однако можем говорить: « ي َ م ْ ك ُ ر ُ ب ِ م َ ن ْ م َ ك َ ر َ ب ِ ه ِ ا ل ل ّ َ ه ُ », т.е. Аллах проявляет хитрость тому, кто Его хитрит, против Него хитрит. Точно также здесь. Нельзя просто говорить: « ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ع ْ ر ِ ف ُ ». Можно говорить: « ا ل ل ه ي ع ر ف م ن ؟ », « م ن ت ع ر ّ َ ف ع ل ي ه ». Т.е. чтобы это связано было. Второй вопрос: разница между « ا ل ح م د » и « ا ل ش ك ر ». Ученые говорят, еще проще, чем шейх сказал. То, что « ا ل ح م د » намного шире, чем « ا ل ش ك ر » со стороны того, на что он падает. У Аллаха есть два вида атрибута. Есть атрибут « ل ا ز ِ م َ ة ٌ » – это, который только у Всевышнего Аллаха, и они не отражаются на Его созданиях, как « ج َ ب ّ َ ا ر ». И я могу сказать: « ا ل ْ ج َ ب ّ َ ا ر ِ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ». И также есть атрибуты « م ُ ت َ ع َ د ّ ِ ي ّ َ ة ٌ », которые переходят на Его рабов, например: « ر ز ّ ا ق ». Я говорю: « ا ل ر ّ َ ز ّ َ ا ق ِ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ». Т.е. этот атрибут отрицается на Его рабов, а « ج َ ب ّ َ ا ر » не отрицается на Его рабов. И говорят, « ا ل ح م د » шире смотря на то, на что он падает. Он падает и на атрибуты и имена « ل ا ز ِ م َ ة ٌ » и « م ُ ت َ ع َ د ّ ِ ي ّ َ ة ٌ ». Что касается « ا ل ش ك ر », нельзя его делать кроме как на « م ُ ت َ ع َ د ّ ِ ي ّ َ ة ٌ ». Т.е. нельзя говорить: « ا ل ْ ج َ ب ّ َ ا ر ا ل ل ّ َ ه َ أ َ ش ْ ك ُ ر ُ », так не говорят. Лучше говори: « ا ل ر ّ َ ز ّ َ ا ق ا ل ل ّ َ ه َ أ َ ش ْ ك ُ ر ُ »! Только на « م ُ ت َ ع َ د ّ ِ ي ّ َ ة ٌ » « ا ل ش ك ر » делаешь. И « ا ل ش ك ر » шире, чем « ا ل ح م د » со стороны того, чем он делается. Что касается « ا ل ح م د », то он только языком делается. А « ا ل ش ك ر » делается языком, делами и намерениями. (матн) И виды поклонения, которыми нас обязал Аллах, как Ислам, иман и ихсан. И из них: мольба, боязнь, надежда, упование, желание, страх, смиренность, страх, покаяние, прощение помощи, прибегание к Всевышнему Аллаху, прощение помощи в тяжелый момент, жертвоприношение, обет и другие виды поклонения, которыми обязал нас Всевышний Аллах. И довод слова Всевышнего Аллаха: «И все мечети или места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не поклоняйся никаким видом поклонения никому кроме Аллаха». И тот, кто какое-либо из этих поклонений будет делать, посвящать не Всевышнему Аллаху, этот человек является многобожником и неверующим. Довод – слова Всевышнего Аллаха: «И тот, кто поклоняется (или просит) другому божеству с Аллахом (или какому-либо божеству кроме Аллаха), нет у него никакого довода на то, что он делает. Аллах его рассчитает, поистине не могут иметь успех неверующие». Как пришло в хадисе: «Мольба – центр (или мозг) поклонения» [128]. Аллах Субханаху уа Таъала сказал: «И сказал ваш Господь: «Просите Меня! Я вам отвечу. Поистине, те, кто проявляют высокомерие в поклонении Мне, зайдут в ад униженными» [129]. После того, когда мы разобрали, что Господь – это объект поклонения, здесь было бы подходящим напомнить или рассказать о некоторых видах поклонения, которыми надо поклоняться Всевышнему Аллаху, и объяснить также, что эти виды поклонения надо посвящать только Одному Всевышнему Аллаху [130]. Ученые, посмотрев понимания слова «поклонение», дали некоторые правила понимания слова «поклонение». Одно из правил, которые вывели ученые по « ا ل ْ ف ِ ق ْ ه ِ أ ُ ص ُ و ل ُ ». Поклонение – все, что приказано рабу Аллахом, даже если твой разум не примет это и даже если это не соответствует твоим обычаям [131]. Как мы сказали, это – вещь, которая человеку приказано, соответствует его разуму или нет, соответствует ли это его обычаям или нет, это и есть поклонение. Более конкретно объясняет шейх Ислама ибну Таймия в своей великой книге, которая называется « ا ل ع ب و د ي ة »: «Поклонение – это имя, охватывающее все, что любит Аллах и чем Он доволен. Будь это речи, или же дела, будь они скрытые, будь они явные» [132]. Это – соответствующее определение. Потому что намного проще его понять. Второе, что очень близко или соответствует тому, на что указывают контексты Корана и сунны. Он сказал, что поклонение – это имя, охватывающее в себе много вещей. Какие вещи охватывает? Охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен. А как нам узнать, что некое дело или слово, будь это явным или скрытным, что Аллах любит его и доволен им? Это должно быть приказано, или же сообщено в Коране и сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Аллах любит это дело и доволен им [133]. Виды [134] – дела и речи. Значит, у нас есть речь, есть дело. Отсюда мы берем, что поклонение у нас делится на два вида: 1. « ع ب ا د ا ت ق و ل ي ة », т.е. поклонения, связанные с речью. 2. « ع ب ا د ا ت ع م ل ي ة », т.е. поклонения, связанные с делами. Что касается поклонения связанные с речью, то они бывают двух видов: 1. « ا ل ل ّ ِ س َ ا ن ِ ق َ و ْ ل ُ », т.е. речь языка. 2. « ا ل ْ ق َ ل ْ ب ِ ق َ و ْ ل ُ », т.е. речь сердца. Что касается поклонения связанные с делами, то они тоже бывают двух видов: 1. « ا ل ْ ق َ ل ْ ب ِ ع َ م َ ل ُ », т.е. дело сердца. 2. « ا ل ْ ج َ و َ ا ر ِ ح ع َ م َ ل ُ », т.е. дела органов. Третьего ничего нет: либо речь, либо дело. Значит, поклонение либо связано с речью, либо связано с делами. Речь у тебя может быть либо явная, либо скрытая. Дело может быть либо явным, либо скрытым. Результат: виды поклонения, это – речи и дела, которых Аллах любит и которыми Он доволен. Речь у тебя может быть либо языком, либо сердцем. Что касается речи связанное с языком, то много разных дел бывает, из тех, которые приказал Всевышний Аллах. Например, поминание Всевышнего Аллаха языком, или же чтение Корана, приказывать одобряемое и т.п. Все это является видами поклонения связанное с языком. Что касается речи связанное с сердцем, то это – намерение, цель человека. Некоторые люди запутались в деле, в намерениях, и начали произносить его [135]. Да, мы согласны с тем, что намерение – речь. Однако это – речь сердца, но не речь языка. Потому что если сердце берет себе какую-то цель и направляется к этой цели [136], этим самым он как бы произносит его. Но не речью языка. Потому что речь – одно из описаний языка [137]. И « ك َ ل ا م ٌ », т.е. речь – это явная вещь [138]. А « ق َ و ْ ل ٌ » бывает либо скрытым, либо явным. Дела – либо дела сердец, либо дела органов. И эти виды поклонения, которых упомянул шейх чуть выше, некоторые из них из речей, некоторые из них из дел. Некоторые явные, некоторые скрытые. Некоторые связаны с языком, некоторые связаны с сердцем. Некоторые связаны с делами сердец, некоторые связаны с делами органов. Например: искренность. Искренность является делом сердца. Упование является делом сердца [139]. Что касается искренности, то это из дел сердец. И упование – дело сердца. И поэтому нельзя искренность посвящать никому кроме Всевышнего Аллаха, т.к. это – поклонение. Искренность посвящается только Всевышнему Аллаху, как сказал Аллах: «Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого. Мы ниспослали тебе Писание в истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху…» (39: 1-3). «Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру»» (39: 14). Также упование из дела сердец, которое посвящается только Всевышнему Аллаху. Страх тоже из дел сердец. Подразумевается « ا ل ْ ع ِ ب َ ا د َ ة ِ خ َ و ْ ف ُ », или как его еще называют « ا ل س ّ ِ ر ّ َ خ َ و ْ ف ُ ». Мы подробно объясним, что такое « ا ل ْ ع ِ ب َ ا د َ ة ِ خ َ و ْ ف ُ », когда дойдем до этой темы. Желание, страх, покаяние, покорность, смиренность, смиренность в поклонениях, обо всех этих видах поклонения мы поговорим в будущем, иншаАллах. Все эти дела являются из дел сердец, и они входят в виды поклонения. Что касается явных дел, например « ا س ت غ ا ث ة » (просить помощи в трудные моменты). И « ا س ت غ ا ث ة » – требование помощи. Когда ты требуешь помощи, это – явное дело [140]. Или « ا س ت ع ا ن ة » (просто просить помощи), требование простой помощи, это – явное дело. А « ذ ب ح » (жертвоприношение) понятно, что это из дел органов. Точно также « ن ذ ر » (давать обет), это – речь языка и дело органов и т.д. Отсюда исходит, что, приведя эти виды поклонения, шейх хотел тебе привести примеры на поклонения связанные с речью и с делами, явные и скрытые. И все они являются поклонениями. Поклонение может быть посвящено только Одному Всевышнему Аллаху [141]. Будь это – поклонение явное или скрытое. Будь это – поклонение, связанное с сердцем или с языком. Или те дела, которые исходят от органов. Эти поклонения можно посвящать только Всевышнему Аллаху. И поэтому тот, кто посвящает какие-то из этих дел или же речей, будь это связано с сердцем или с органами или с языком, этим самым он посвящает поклонение не Всевышнему Аллаху, а противоречит аяту, в котором Всевышний Аллах сказал: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…» (2: 21). Тот, кто поклоняется кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, и посвящает дела и речи, которые являются поклонением кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, противоречит своему подтверждению, что поклонения достоин только Всевышний Аллах [142]. И поэтому если раб подтвердит, что слова «Кто твой Господь?», т.е. «Кто тот, которому ты поклоняешься?», и Всевышний Аллах сказал: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…», т.е. «Поклоняйтесь только Одному Ему, и никому больше». И поэтому, если человек что-то из этих дел или речей посвятит кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, он этим самым поклоняется кому-то кроме Всевышнего Аллаха. И это является многобожием [143]. Доводом того, что поклонения достоин только Всевышний Аллах, является слова Всевышнего Аллаха: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72: 18). « ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا », мольба – поклонение, как это пришло в хадисе, который привел шейх: «Мольба – суть поклонения». Этот хадис является недостоверным. Однако смысл его соответствует достоверному хадису Нуъмана ибн Башира, который привели Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Маджах, имам Ахмад, имам аль-Бухари, имам Хаким. А это слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Мольба – это и есть поклонение». Потому что мольба – поклонение, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Самый важный момент хаджа – Арафат» [144]. Сказал Аллах: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72: 18). « ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا », т.е. «Не поклоняйся ни « د ع ا ء م س أ ل ة », ни « د ع ا ء ع ب ا د ة »». « ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا م َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ح َ د ً ا », т.е. «Не поклоняйтесь никому кроме Всевышнего Аллаха». « و َ أ َ ن ّ َ ا ل ْ م َ س َ ا ج ِ د َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا م َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ح َ د ً ا », т.е. в этом у нас запрет просить кого-либо или поклоняться кому-либо кроме Всевышнего Аллаха. И поэтому если мы сделаем толкование, что в этом аяте подразумевается в виду « د ع ا ء م س أ ل ة » [145], то смысл аята будет: «Поистине, места и органы поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не проси ни у кого кроме Аллаха!» [146]. Слово « ت َ د ْ ع ُ و ا » содержит в себе как « د ع ا ء ع ب ا د ة », так же и « د ع ا ء م س أ ل ة ». Этот аят является доводом на то, что только Одному Всевышнему Аллаху надо поклоняться. Если тебе кто-нибудь скажет, когда ты приводишь этот аят в довод: «В этом аяте подразумевается в виду « د ع ا ء م س أ ل ة ». Другие же виды поклонения, о которых вы говорите « ذ ب ح », « ن ذ ر », « ا س ت غ ا ث ة », « ا س ت ع ا ذ ة », и т.п. поклонения в этот аят не заходят?» [147]. Мы ему ответим: «Мольба в Коране приходит в двух смыслах. Приходит и подразумевается « ع ب ا د ة ». И также приходит в Коране слово мольба и подразумевается « م س أ ل ة », т.е. просьба о чем-то. Как допустим в словах Всевышнего Аллаха: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне…» (40: 60). И из этого явно, четко видно, что мольба это и есть поклонение. Всевышний Аллах говорит после того, как приказал делать мольбу: «…Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Также Всевышний Аллах рассказал о словах Ибрахима, когда он уходил от своего народа и сказал: «Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен» (19: 48). После этого Всевышний Аллах сказал: «Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха…» (19: 49) [148]. Это явно указывает на то, что в этом аяте говорится как о « د ع ا ء م س أ ل ة », так и о « د ع ا ء ع ب ا د ة ». Почему многобожники не хотят соглашаться с тем, что жертвоприношение, обет, просьба помощи в трудные моменты заходят в поклонение? Потому что в Коране четко видно, что поклонение можно делать только Аллаху, но они эти виды поклонения посвящают своим святым. Ответом будет то, что мольба у нас бывает двух видов: « د ع ا ء ع ب ا د ة » и « د ع ا ء م س أ ل ة ». Приходит в Коране и так, и так. И у нас в Коране мольба приходит иногда и в таком смысле, и в таком смысле. И поэтому если кто-то говорит, что в этом аяте имеется в виду именно этот вид мольбы, и у него на это довода нет, это просто-напросто произвол и это является запрещенным. Шейха спросили. Этот вопрос здесь уместен. «Можно ли говорить: «Положился на Аллаха, затем на тебя?»». Шейх отвечает, что этого делать нельзя. Потому что имам Ахмад и другие имамы сказали, что это чисто из дел сердец [149]. Что такое упование? Это – представление дел Всевышнему Аллаху, после того как человек взял причины [150]. Если раб берет причины, потом предоставляет свое дело Аллаху [151]. И все это вместе (т.е. взять причину, и предоставить дело Всевышнему Аллаху) является упованием. Известно, что это дело является делом сердца, как сказал об этом имам Ахмад. Спросили у шейха Мухаммада ибн Ибрахима, который был муфтием до шейха ибн База, об этом выражении: «Полагаюсь на Аллаха и потом на тебя!». Он сказал: «Этого нельзя делать, потому что упование является делом сердец». Нельзя даже слово «Затем» говорить. Однако можно говорить «затем» в том, что можно приписывать человеку [152]. Некоторые ученые в наше время говорят, что нет проблем в этом выражении. Сказали, что это можно говорить, если здесь имеется в виду не именно упование [153]. Простой народ, когда используют, говорят: «Я положился на Аллаха, затем на тебя», не имеют в виду тот смысл упования, о котором мы сейчас сказали, которого используют ученые. Т.е. «Я как бы доверяю тебе». Или же «Я тебя делаю доверенным лицом». Почему ученые так легко к этому вопросу отнеслись? Потому что когда простой народ использует это выражение, они его употребляют вот в таких смыслах, а не в его основном смысле. Т.е. когда они говорят: «Полагаюсь на Аллаха, затем на тебя!», они не имеют в виду, что на тебя полагают таким же упованием, как полагаются на Аллаха. Исходя из этого, они разрешили. Однако лучше запретить. Потому что подобным вещам двери надо закрывать [154]. Поэтому если мы так легко отнесемся к таким словам, которые используют простой народ, кто-то придет, и будет говорить слова, в которых есть многобожие и скажет: «Я не имею в виду это, я подразумевал другое». Как в наше время стало распространенно клясться не Всевышним Аллахом или клясться пророком или каким-то святым и т.д. И потом говорят, что они имели в виду не это. И поэтому надо закрывать дверь, чтобы сохранить единобожие, а иначе единобожие может ослабиться или же испортиться. Поэтому надо крепко закрыть дверь перед подобными вещами, чтобы наши сердца и языки все делали только ради Всевышнего Аллаха. (матн) «И тот, кто посвящает эти виды поклонения, о которых он сказал выше, он является многобожником неверующим. Доводом этого является слова Всевышнего Аллаха:
|