Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность и деятельность. 3.1. Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
3.1. Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Человек взаимодействует с действительностью на различных уровнях. Особенности этого взаимодействия зафиксированы в понятиях " индивид", " личность", " индивидуальность". Индивид (от лат. individuum —- неделимое) — это отдельное живое существо, представитель биологического рода Homo Sapiens (от лат. — человек разумный); носитель индивидуально своеобразных психофизических черт (задатков, типа ВНД и пр.). Любой человек — индивид независимо от уровня его физического и психического здоровья. Понятие " личность" характеризует человека как общественное существо. Это устойчивая система социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми. Таким образом, личность — социальное качество индивида, которое не может возникнуть вне общества. При этом процесс становления человека как личности в результате включенности его в различные общности (семью, школу, трудовой коллектив и пр.) называют социализацией личности. Понятием " индивидуальность" определяется своеобразие природного и социального, психики и личности человека, которое проявляется в особенностях темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, качествах познавательных и эмоционально-волевых процессов. Итак, понятие " личность" тесно связано с понятиями " индивид" и " индивидуальность", но не тождественно им. Существенными характеристиками личности являются: - устойчивость, заключающаяся в последовательности и предсказуемости поведения личности, закономерности ее поступков; - целостность, обусловленная существованием устойчивой связи - активность, проявляющаяся в стремлении личности постоянно Источником активности личности являются потребности, под которыми понимают осознание и переживание человеком нужды в каких-либо объектах, необходимых для его существования и развития. Противоречия между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения обусловливают включение человека в общественные отношения и тем самым являются движущей силой развития его личности. Понять, что такое личность, можно только посредством изучения реальных социальных связей и отношений, в которые вступает Человек. Учитывая многогранность и своеобразие этих связей, в структуре личности выделяют три уровня ее характеристик, которые следует рассматривать в единстве. На внутрииндивидном уровне личность рассматривается как система качеств индивида, представленных прежде всего в направленности, темпераменте, характере, способностях. При этом направленность ориентирует деятельность и общение человека. Способности обеспечивают успешность действий человека. Характер определяет содержание поведения человека, его поступков по отношению к другим людям. Темперамент оказывает влияние на форму выражения отношений личности в поведении человека. На межиндивидном уровне личность характеризуется в системе ее межличностных связей (см. подразд. 5.2). Характеристики личности на надиндивидном уровне обусловлены тем воздействием, которое она оказывает на других людей, причем не только во время непосредственного взаимодействия, но и после него. Человек может вообще уйти из жизни, но продолжает " жить" в других. Следует отметить, что личность воспринимает сама себя, знает и чувствует как " Я". Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя как личность, свое " Я", называют самосознанием личности, а сложившуюся в результате систему представлений о себе — Я-образом. Я-образ включает в себя три компонента: - познавательный (когнитивный) — представление о своих спо - эмоционально-оценочный — самоуважение, самокритичность, - поведенческий (волевой) — стремление повысить самооценку, Я-образ складывается в совместной деятельности и общении, прежде всего в семье, посредством выделения человеком в других людях их особенностей, качеств и сопоставления их с собой. На основе сложившихся представлений, которые могут не соответствовать действительности, человек строит свое взаимодействие с окружающим миром. Степень адекватности Я-образа можно выяснить при изучении самооценки личности — личностного суждения о собственной ценности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. От самооценки зависят критичность, требовательность личности к себе, отношение к успехам и неудачам. У человека может сформироваться завышенная самооценка, что проявляется в излишней самоуверенности, самонадеянности, неспособности реально оценивать свои возможности. Заниженная самооценка обусловливает излишнюю застенчивость, неуверенность в себе. Человек не реализует себя как личность, не раскрывает свой творческий потенциал. Важно, чтобы у человека была адекватная самооценка, формировалось реальное представление о себе и своих возможностях. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Исследованиями подтверждено, что уровень своих притязаний личность устанавливает так, чтобы сохранить неизменной свою самооценку. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к нарастанию эмоционального напряжения и подключению механизмов психологической защиты, которые не допускают в сознание нежелательную информацию, искажая восприятие действительности. Если человек, относясь к себе в целом положительно, осознает свои недостатки в результате соотнесения Я-образа с реальными проявле-ниями своей личности, он может стать на путь их преодоления, самосовершенствования. Человек может изменить свои поступки; в то же время новые поступки преобразуют его самосознание, а значит, и жизнь.
|