Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия в России
Религия в России пережила в XX в. тяжелые времена. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках — воинствующих атеистах превратилась в одну из самых гонимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов от власти в современной России начался религиозный ренессанс: восстанавливаются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, обрядам, истории религий. Несмотря на то что по Конституции Российская Федерация является Глава 13. Социология религии светским государством, объективно усиливается влияние религиозных идей на духовную жизнь общества и духовенства — на государственную политику. В то же время следует напомнить, что Государственной думой принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), в соответствии с которым каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или быть атеистом. В современной России явно доминирует православная религия и как организация, представляющая ее — Русская православная церковь, на которую ориентировано примерно 85% россиян (разумеется, из этого числа следует исключить атеистов). Учитывая этот факт, Рождество по православному календарю (7 января) объявлено в России национальным праздником. Другие христианские конфессии (католическое, протестантские), а также иудаизм имеют незначительное влияние, главным образом в Москве, Петербурге, крупных городах, в Поволжье (в местах компактного проживания этнических немцев). Ислам в России исповедуют примерно 15-20 млн человек (10-12% населения), проживающих главным образом в Поволжье (Татарстан, Башкортостан) и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Существуют мусульманские общины в Москве, Петербурге, крупных городах. Третья мировая религия — буддизм — распространена в Алтайском крае, республиках Бурятия и Калмыкия. В некоторых крупных городах действуют буддийские храмы. Глава 14 МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Схема 14.1. Структура массового сознания Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Научное знание — это последние достижения науки, а также верные, доказанные представления обо всех областях жизни, включая науку об обществе. Околонаучное знание — это накопленное за многие века недоказанное наукой, паранаучное квазизнание. Обыденное знание — это представления широких масс, которые включают не только знания, но и паразнание, религиозные идеи, суеверия, приметы. Обыденное знание отличается от научного. Оно представляет собой преломление научного и паранаучного знания на индивидуальное сознание каждой личности. Поэтому в индивидуальном плане варьируется очень широко с учетом большой разницы между людьми в интеллекте, образовании, жизненном опыте, чертах характера. Под массовым сознанием в философском, широком смысле понимается всю совокупность духовной жизни общества, все циркулирующие в обществе взгляды, представления, идеи, теории, моральные и этические воззрения, религиозные концепции, суеверия, предрассудки, приметы и другие формы общественного сознания. Массовое сознание в социологическом, более узком, смысле означает господствующую систему ценностей, определяющую отношение индивидов к миру и обществу, в котором они живут, и в конечном счете социальное поведение личности. Схема 14.2. Свойства массового сознания Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Актуальность — нацеленность на самые злободневные, животрепещущие проблемы, затрагивающие интересы большинства населения. Неопределенность, анонимность означают, что массовое сознание мало интересует точный источник, его объективность, научность. Главное, что информация любопытна и затрагивает интересы. Поэтому в массовом сознании быстро распространяются слухи и сплетни. Часто сообщения начинаются со слов: «говорят», «я слышал», «передавали по телевизору». Внушаемость. Как утверждал Г. Лебон, толпа более внушаема, чем отдельный индивид. Заражаемость — быстрое распространение информации в массовом сознании. Эмоциональность — яркость, интенсивность и быстрая смена настроений, рейтингов, отношения к лидерам. Иррациональность — необъяснимость с научной точки зрения состояния и смены настроений массового сознания. Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Схема 14.3. Сущность общественного мнения с точки зрения классиков Глава 14, Массовое сознание и общественное мнение Парменид. Мнение: неточное, неясное, неполное, неустойчивое знание. Знание: точная, ясная, полная информация. Платон и Аристотель считали мнение связующим звеном между чувственным и умопостигаемым знанием. Кант разделил категории «мнение», «вера», «знание» по степени достижения истины: • мнение — суждение субъективное (индивида) и объективное (общества), не отражающее полной истины; • вера — истина, имеющая достаточное основание с субъективной стороны, но недостаточное — с объективной; • знание — истина, имеющая достаточное основание с субъективной и объективной стороны. Кант считал мнение суждением о мире явлений (феноменов), не способным проникнуть в суть вещей (ноуменов). Гегель отмечал внутреннюю противоречивость всеобщего и истинного с особенным и собственным, заключенную в общественном мнении, его случайность, ложность, субъективное невежество и извращенность. Тард основой общественного мнения считал духовные процессы, которые проявляются и распространяются через общение. Носителем общественного мнения Тард считал меньшую, образованную часть общества — публику. Лоуэлл в работе «Общественное мнение и народное правительство» (1926 г.) пришел к выводу, что общественное мнение имеет ограниченную компетентность ввиду своей субъективности, недостаточной информативности, эмоциональности. Следовательно, хотя технические возможности XX в. позволяют выяснить мнение каждого, сложные политические проблемы должны решать компетентные правительства. Большинство не всегда право, не всегда умеет найти оптимальное решение. Липпман в работе «Народная философия» (1955 г.) утверждал, что. «средний человек», получая искаженную, неполную информацию, упрощенно понимает социальные процессы, не видит связи социальных явлений, тенденций развития. Это не всеведущий и всемогущий гражданин, а простой обыватель, судящий об окружающей действительности на основе стереотипов мышления. Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение — оценочно-познавательная деятельность социальных общностей, находящая свое выражение в коллективно выработанных и Широко распространяемых суждениях, эмоциях, поведенческих установках по поводу общественно значимых проблем и явлений. Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Схема 14.4. Структура общественного мнения Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Рациональный компонент — это конкретные сведения, знания о социальных фактах, явлениях и процессах, ставших объектом общественного внимания. Сюда же входит и нагляднообразное знание, формирующееся с помощью воображения и помогающее получить общую картину события. Определяющий компонент общественного мнения. Эмоциональный компонент — это синтез массовых ощущений, настроений, социальных чувств и эмоций, выраженных в пристрастном переживании. Придает картине общественного мнения выразительность, красочность, эмоциональность. Волевой, или поведенческий, компонент проявляется в способности общественного мнения непосредственно воздействовать на ход социальных процессов, поведение людей. Некоторые социологи ограничивают структуру общественного мнения только двумя компонентами (например, В. Падорин). Другие, учитывая активное начало, заложенное в каждом человеке, включают в структуру общественного мнения волевой или поведенческий компонент (М. Горшков, О. Иванов). Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Схема 14.5. Функции общественного мнения Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Регулятивная функция позволяет поддерживать и изменять существующую в обществе систему ценностей, норм и образцов поведения, регулировать взаимоотношения людей, а также социальные отношений во всех сферах общества. Функция социализации заключается в формирования у каждого индивида под воздействием общественного мнения системы ценностей, норм и образцов поведения. Оценочная функция показывает ценностно-нормативное отношение людей к социальным явлениям. Особенно ярко она проявляется во время социологических опросов, интервью, высказываний политических и культурных деятелей, а также в повседневном общении. Контрольная функция заключается в оказании морального воздействия общества на власть с целью привести социальные процессы в соответствие с представлениями людей. Защитная функция позволяет обеспечить права и свободы человека, восстановить попранную справедливость. Консультативная функция заключается в получении советов, справок, предложений тому или иному общественному институту или должностному лицу для решения назревших общественных проблем. Директивная (предписывающая) функция имеет место при развитом и авторитетном общественном мнении и высокой культуре общества. Проявляется в непосредственном, неагрессивном воздействии общественного мнения на решение общественных проблем. Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Схема 14.6. Формы существования общественного мнения Глава 14, Массовое сознание и общественное мнение Средства массовой информации: ♦ телевидение; ♦ периодическая печать: газеты, журналы, программы, буклеты; ♦ радио. Искусство: ♦ кинофильмы; ♦ живопись и графика; ♦ скульптура (в том числе монументальная) и др. Книгоиздательская продукция: ♦ книги; ♦ альбомы; ♦ плакаты; ♦ брошюры и др. Устные формы выражения ОМ: ♦ митинги; ♦ демонстрации; ♦ собрания; ♦ выступления, речи, доклады; ♦ опросы и интервью; ♦ конференции. Письменные формы выражения ОМ: ♦ обращения граждан, организаций; ♦ петиции; ♦ резолюции; ♦ декларации, меморандумы; ♦ программы, лозунги; ♦ статьи; ♦ заявления, открытые письма. 208 ___________________ Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Схема 14.7. Качественные характеристики общественного мнения Глава 14, Массовое сознание и общественное мнение ____________________ 209 Распространенность. ♦ Зависит от общественного интереса к проблеме, ее жизненной Интенсивность. Прямо зависит от: ♦ остроты и актуальности проблемы; ♦ состояния общественного сознания; ♦ черт национального характера; ♦ уровня развития общества и состояния экономики и социальной сферы.. Стабильность. Характеризует инерционность общественного мнения, его существование без резких подъемов и спадов, переоценки ценностей и норм. Стабильность зависит от: ♦ уровня цивилизованности и исторического этапа развития общества (мирный этап, война, революция); ♦ состояния общества (раскол, нормальное, подчеркнутое единство); ♦ общей культуры, толерантности (терпимости), плюралистичное™ (допущения разных мнений); ♦ приверженности элиты и большинства к одним ценностным ориентациям. Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Схема 14.8. Основные виды общественного мнения Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение Тоталитарное общество.Здесь общественные отношения контролируются политической полицией и политической цензурой, господствует идеология, т. е. строго определенная система ценностей и норм, которой обязан подчиняться каждый член общества; государство поглощает гражданское общество, не оставляя места для обычных форм существования свободного и открытого общественного мнения. Оно существует официально в формах партийных съездов, демонстраций, собраний, выражающих единство общества и власти. Реальное общественное мнение (открытое и свободное высказывание суждений) приобретает формы «кухонных» бесед, слухов, сплетен, андеграунда, нонконформизма, акций протеста. В тоталитарном обществе общественное мнение имеет унитарныйхарактер и его значение в управлении обществом проявляется в имитацииили же в его неучете. Демократическое общество.Здесь гражданское общество имеет возможность дистанцироваться от государства, которое соблюдает права и свободы. Индивидуальные мнения людей не подвергаются ежедневной обработке, и поэтому существует многообразие, плюрализм мнений.Общественное мнение включено в процесс управления обществом. Государственные структуры учитываютобщественное мнение, опираютсяна него, реализуют общественное мнение. Важное значение для каждой страны имеет мировое общественное мнение, которое опирается на документы ООН (в первую очередь — на Декларацию прав человека) и нормы международного права. к^
|