Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия в России






Религия в России пережила в XX в. тяжелые времена. Из фактически государственного института императорской России церковь при боль­шевиках — воинствующих атеистах превратилась в одну из самых го­нимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов от власти в современной России начался религиозный ренессанс: восстанавли­ваются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, обрядам, истории религий. Не­смотря на то что по Конституции Российская Федерация является


Глава 13. Социология религии



светским государством, объективно усиливается влияние религиоз­ных идей на духовную жизнь общества и духовенства — на государ­ственную политику.

В то же время следует напомнить, что Государственной думой при­нят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), в соответствии с которым каждый гражданин имеет право исповедо­вать любую религию или быть атеистом.

В современной России явно доминирует православная религия и как организация, представляющая ее — Русская православная цер­ковь, на которую ориентировано примерно 85% россиян (разумеется, из этого числа следует исключить атеистов). Учитывая этот факт, Рождество по православному календарю (7 января) объявлено в Рос­сии национальным праздником. Другие христианские конфессии (ка­толическое, протестантские), а также иудаизм имеют незначительное влияние, главным образом в Москве, Петербурге, крупных городах, в Поволжье (в местах компактного проживания этнических немцев).

Ислам в России исповедуют примерно 15-20 млн человек (10-12% населения), проживающих главным образом в Поволжье (Татарстан, Башкортостан) и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабарди­но-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Существуют мусульман­ские общины в Москве, Петербурге, крупных городах.

Третья мировая религия — буддизм — распространена в Алтайском крае, республиках Бурятия и Калмыкия. В некоторых крупных горо­дах действуют буддийские храмы.


Глава 14

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

МНЕНИЕ

Схема 14.1. Структура массового сознания


Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение



Научное знание — это последние достижения науки, а также верные, доказанные представления обо всех областях жизни, включая науку об обществе.

Околонаучное знание — это накопленное за многие века недока­занное наукой, паранаучное квазизнание.

Обыденное знание — это представления широких масс, которые включают не только знания, но и паразнание, религиозные идеи, суеве­рия, приметы. Обыденное знание отличается от научного. Оно представ­ляет собой преломление научного и паранаучного знания на индивиду­альное сознание каждой личности. Поэтому в индивидуальном плане варьируется очень широко с учетом большой разницы между людьми в интеллекте, образовании, жизненном опыте, чертах характера.

Под массовым сознанием в философском, широком смысле пони­мается всю совокупность духовной жизни общества, все циркулирую­щие в обществе взгляды, представления, идеи, теории, моральные и эти­ческие воззрения, религиозные концепции, суеверия, предрассудки, приметы и другие формы общественного сознания.

Массовое сознание в социологическом, более узком, смысле озна­чает господствующую систему ценностей, определяющую отношение индивидов к миру и обществу, в котором они живут, и в конечном сче­те социальное поведение личности.


Схема 14.2. Свойства массового сознания


Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение



Актуальность — нацеленность на самые злободневные, животрепе­щущие проблемы, затрагивающие интересы большинства населения.

Неопределенность, анонимность означают, что массовое сознание мало интересует точный источник, его объективность, научность. Глав­ное, что информация любопытна и затрагивает интересы. Поэтому в массовом сознании быстро распространяются слухи и сплетни. Час­то сообщения начинаются со слов: «говорят», «я слышал», «передава­ли по телевизору».

Внушаемость. Как утверждал Г. Лебон, толпа более внушаема, чем отдельный индивид.

Заражаемость — быстрое распространение информации в массо­вом сознании.

Эмоциональность — яркость, интенсивность и быстрая смена на­строений, рейтингов, отношения к лидерам.

Иррациональность — необъяснимость с научной точки зрения со­стояния и смены настроений массового сознания.



Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение


Схема 14.3. Сущность общественного мнения с точки зрения классиков


Глава 14, Массовое сознание и общественное мнение



Парменид. Мнение: неточное, неясное, неполное, неустойчивое зна­ние. Знание: точная, ясная, полная информация.

Платон и Аристотель считали мнение связующим звеном между чув­ственным и умопостигаемым знанием.

Кант разделил категории «мнение», «вера», «знание» по степени до­стижения истины:

• мнение — суждение субъективное (индивида) и объективное (об­щества), не отражающее полной истины;

• вера — истина, имеющая достаточное основание с субъективной стороны, но недостаточное — с объективной;

• знание — истина, имеющая достаточное основание с субъектив­ной и объективной стороны.

Кант считал мнение суждением о мире явлений (феноменов), не спо­собным проникнуть в суть вещей (ноуменов).

Гегель отмечал внутреннюю противоречивость всеобщего и истинно­го с особенным и собственным, заключенную в общественном мнении, его случайность, ложность, субъективное невежество и извращенность.

Тард основой общественного мнения считал духовные процессы, которые проявляются и распространяются через общение. Носителем общественного мнения Тард считал меньшую, образованную часть общества — публику.

Лоуэлл в работе «Общественное мнение и народное правительство» (1926 г.) пришел к выводу, что общественное мнение имеет ограни­ченную компетентность ввиду своей субъективности, недостаточной информативности, эмоциональности. Следовательно, хотя технические возможности XX в. позволяют выяснить мнение каждого, сложные по­литические проблемы должны решать компетентные правительства. Боль­шинство не всегда право, не всегда умеет найти оптимальное решение.

Липпман в работе «Народная философия» (1955 г.) утверждал, что. «средний человек», получая искаженную, неполную информацию, упро­щенно понимает социальные процессы, не видит связи социальных явлений, тенденций развития. Это не всеведущий и всемогущий граж­данин, а простой обыватель, судящий об окружающей действительно­сти на основе стереотипов мышления.

Общественное мнение — состояние массового сознания, заключа­ющее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Общественное мнение — оценочно-познавательная деятельность социальных общностей, находящая свое выражение в коллективно выра­ботанных и Широко распространяемых суждениях, эмоциях, поведенче­ских установках по поводу общественно значимых проблем и явлений.



Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение


Схема 14.4. Структура общественного мнения


Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение



Рациональный компонент — это конкретные сведения, знания о со­циальных фактах, явлениях и процессах, ставших объектом обществен­ного внимания. Сюда же входит и нагляднообразное знание, форми­рующееся с помощью воображения и помогающее получить общую картину события. Определяющий компонент общественного мнения.

Эмоциональный компонент — это синтез массовых ощущений, на­строений, социальных чувств и эмоций, выраженных в пристрастном переживании. Придает картине общественного мнения выразитель­ность, красочность, эмоциональность.

Волевой, или поведенческий, компонент проявляется в способно­сти общественного мнения непосредственно воздействовать на ход со­циальных процессов, поведение людей.

Некоторые социологи ограничивают структуру общественного мне­ния только двумя компонентами (например, В. Падорин). Другие, учитывая активное начало, заложенное в каждом человеке, включают в структуру общественного мнения волевой или поведенческий ком­понент (М. Горшков, О. Иванов).



Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение


Схема 14.5. Функции общественного мнения


Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение



Регулятивная функция позволяет поддерживать и изменять суще­ствующую в обществе систему ценностей, норм и образцов поведения, регулировать взаимоотношения людей, а также социальные отноше­ний во всех сферах общества.

Функция социализации заключается в формирования у каждого индивида под воздействием общественного мнения системы ценно­стей, норм и образцов поведения.

Оценочная функция показывает ценностно-нормативное отноше­ние людей к социальным явлениям. Особенно ярко она проявляется во время социологических опросов, интервью, высказываний полити­ческих и культурных деятелей, а также в повседневном общении.

Контрольная функция заключается в оказании морального воздей­ствия общества на власть с целью привести социальные процессы в соответствие с представлениями людей.

Защитная функция позволяет обеспечить права и свободы челове­ка, восстановить попранную справедливость.

Консультативная функция заключается в получении советов, спра­вок, предложений тому или иному общественному институту или долж­ностному лицу для решения назревших общественных проблем.

Директивная (предписывающая) функция имеет место при разви­том и авторитетном общественном мнении и высокой культуре обще­ства. Проявляется в непосредственном, неагрессивном воздействии общественного мнения на решение общественных проблем.



Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение


Схема 14.6. Формы существования общественного мнения


Глава 14, Массовое сознание и общественное мнение



Средства массовой информации:

♦ телевидение;

♦ периодическая печать: газеты, журналы, программы, буклеты;

♦ радио. Искусство:

♦ кинофильмы;

♦ живопись и графика;

♦ скульптура (в том числе монументальная) и др. Книгоиздательская продукция:

♦ книги;

♦ альбомы;

♦ плакаты;

♦ брошюры и др.

Устные формы выражения ОМ:

♦ митинги;

♦ демонстрации;

♦ собрания;

♦ выступления, речи, доклады;

♦ опросы и интервью;

♦ конференции. Письменные формы выражения ОМ:

♦ обращения граждан, организаций;

♦ петиции;

♦ резолюции;

♦ декларации, меморандумы;

♦ программы, лозунги;

♦ статьи;

♦ заявления, открытые письма.


208 ___________________ Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение

Схема 14.7. Качественные характеристики общественного мнения


Глава 14, Массовое сознание и общественное мнение ____________________ 209

Распространенность.

Зависит от общественного интереса к проблеме, ее жизненной
важности, актуальности, значимости для большого количества.
людей. Кроме того, влияют такие факторы, как уровень разви­
тия общества, информированность граждан; их образователь­
ный уровень, работа средств массовой информации, позиция
власти по соблюдению свободы слова, других прав человека.

Интенсивность. Прямо зависит от:

♦ остроты и актуальности проблемы;

♦ состояния общественного сознания;

♦ черт национального характера;

♦ уровня развития общества и состояния экономики и социаль­ной сферы..

Стабильность. Характеризует инерционность общественного мне­ния, его существование без резких подъемов и спадов, переоценки ценностей и норм. Стабильность зависит от:

♦ уровня цивилизованности и исторического этапа развития об­щества (мирный этап, война, революция);

♦ состояния общества (раскол, нормальное, подчеркнутое един­ство);

♦ общей культуры, толерантности (терпимости), плюралистич­ное™ (допущения разных мнений);

♦ приверженности элиты и большинства к одним ценностным ориентациям.



Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение


Схема 14.8. Основные виды общественного мнения


Глава 14. Массовое сознание и общественное мнение



Тоталитарное общество.Здесь общественные отношения контро­лируются политической полицией и политической цензурой, господ­ствует идеология, т. е. строго определенная система ценностей и норм, которой обязан подчиняться каждый член общества; государство по­глощает гражданское общество, не оставляя места для обычных форм существования свободного и открытого общественного мнения. Оно существует официально в формах партийных съездов, демонстраций, собраний, выражающих единство общества и власти. Реальное обще­ственное мнение (открытое и свободное высказывание суждений) приобретает формы «кухонных» бесед, слухов, сплетен, андеграунда, нонконформизма, акций протеста. В тоталитарном обществе обще­ственное мнение имеет унитарныйхарактер и его значение в управле­нии обществом проявляется в имитацииили же в его неучете.

Демократическое общество.Здесь гражданское общество имеет возможность дистанцироваться от государства, которое соблюдает права и свободы. Индивидуальные мнения людей не подвергаются ежедневной обработке, и поэтому существует многообразие, плюра­лизм мнений.Общественное мнение включено в процесс управления обществом. Государственные структуры учитываютобщественное мнение, опираютсяна него, реализуют общественное мнение.

Важное значение для каждой страны имеет мировое общественное мнение, которое опирается на документы ООН (в первую очередь — на Декларацию прав человека) и нормы международного права.



к^



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал