Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конец «холодной войны».






Вторая половина 80-х – начало 90-х годов ознаменовались распадом социалистического лагеря и самого СССР, что, в свою очередь, привело к окончанию «холодной войны» и двухполюсного миропорядка. «Холодная война» пришла к своему естественному концу в условиях, когда устарели породившие ее факторы, радикально изменилась геополитическая ситуация в мире.

«Заслугу» в развязывании «холодной войны» после второй мировой войны разделяли США и СССР. Обе стороны внесли свой вклад и в завершение холодной войны. Ее окончание превратилось в некотором роде в кульминационный момент тех тенденций в их взаимоотношениях, которые наметились уже с начала 60-х годов. К тому времени со всей очевидностью выявились и те сдвиги в расстановке сил и влияния государств на международной арене, которые неуклонно накапливались в течение 70-80-х годов, в эпоху глубокой трансформации всей экономической и технологической базы общества.

Как и всякая другая историческая эпоха, ядерно-космический век имеет специфические для него закономерности. Их суть состоит в том, что соревнование и противоборство стран и народов сочетаются с объективной тенденцией их растущей взаимозависимости. Научно-технический прогресс послевоенных десятилетий привел к качественному изменению самих географических факторов жизни большинства стран и народов планеты. Он внес существенные поправки в традиционное понимание национально-государственной безопасности. Появление наступательных ядерных вооружений и средств их доставки в любую точку земного шара, по сути дела, ликвидировало фактор неуязвимости той или иной страны в силу ее географической удаленности или изолированности горными массивами, акваторией или иными физическими преградами.

В современном мире воздушное пространство и космос с военно-политической точки зрения играют не меньшую, если не большую роль, чем суша и море. Кардинально изменяется соотношение между центром и периферией, внутренними районами и побережьем, морскими и континентальными народами или странами. Появляются новые транснациональные формы экономического, технологического, информационного контроля. Сила проникновения современных технологий такова, что они делают несостоятельными почти любые барьеры, заграждения, стены, границы.

Основополагающие экономические, национальные или иные интересы всех без исключения народов оказались вплетенными в единый узел с общечеловеческими интересами. Страны и народы уже не могут жить и развиваться без многообразных взаимосвязей, которые пронизывают, экономическую, общественно-политическую, культурную сферы. Радиация, убивающая незаметно, не знает национально-государственных границ или иных преград. Эти и другие феномены настоятельно требовали осознания сущностного единства человечества.

Важнейшим условием преодоления военно-политического противоборства и гонки вооружений, перевода отношений между Востоком и Западом на рельсы конструктивного диалога и сотрудничества стало культивирование взаимного доверия между двумя сторонами, демонтажа образа врага, замена языка угроз конфронтации и конфликтов языком компромисса и диалога.

Ракетно-ядерное оружие в определенной степени разорвало связь между политикой и войной, поскольку разумная политика, призванная реализовать на международной арене национальные интересы, не может допускать применение ядерного оружия, способного уничтожить все человечество.

Утвердилось «ядерное табу» в отношениях между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками. Уже в 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о запрещении применения ядерного оружия на том основании, что оно чревато неоправданными жертвами среди мирного населения и тем самым противоречит Международному праву и общепринятым нормам человечности. Постепенно зрело осознание руководителями как западного, так и восточного блоков возможности и необходимости избегать ядерной войны. Ни кто иной, как известный своими воинственными заявлениями президент США Р.Рейган, в своем ежегодном послании Конгрессу «О положении страны» 25 января 1984 г., т.е. еще до начала улучшения советско-американских отношений, заявил, что «войну нельзя выиграть, и она никогда не должна быть развязана».

Что касается Советского Союза, то он с самого начала ядерного века, во всяком случае, в своих официальных декларациях, выступал за полное его запрещение. Ведь еще Н.С.Хрущев, который предупреждал капиталистов, что «мы вас похороним» был однозначно и категорически против применения ядерного оружия. Он, в частности, заявлял, что, если ядерная война будет развязана, «живые станут завидовать мертвым».

Это не означает, что ядерное оружие вообще не пригодно для решения политических проблем. Сохраняется его политическая значимость как очевидного показателя мощи государства. Оно не отменяет сам принцип использования или угрозы использования силы для достижения политических целей. Но ядерное оружие сузило цели, для достижения которых может быть использована стратегическая мощь. Это, прежде всего, сдерживание угрозы противника жизненным интересам страны. Отчасти в силу того, что стратегическое ядерное оружие служит именно этой, и никакой иной цели, мир воцарился в центре международной политики в течение пяти послевоенных десятилетий, в то время как войны часто бушевали на периферии. По-видимому, ракетный кризис, разразившийся осенью 1962 г. между СССР и США, после размещения на Кубе Советским Союзом своих ракет, можно считать поворотным пунктом в истории современного мира. Можно сказать, что именно этот кризис положил начало тем процессам, которые стали известны под названием разрядки международной напряженности.

Вехой в ходе развития событий в этом направлении стало подписание в августе 1963 г. СССР, CIIIA и Великобританией Договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах – в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерных вооружений. К числу 62 государств, первоначально поставивших свои подписи под текстом договора, в дальнейшем присоединились еще несколько десятков стран.

Возникла и начала реализоваться идея создания безъядерных зон, призванных уменьшить возможности возникновения ядерного конфликта и укрепления безопасности входящих в него стран. Одна из важнейших целей создания безъядерных зон состоит в содействии реализации целей Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Такие зоны предусматривают полное и безусловное запрещение ядерного оружия на ее территории. Ядерные государства берут на себя обязательства не передавать странам-участницам зоны ядерного оружия, не помогать им в обзаведении таким оружием и не применять его против этих стран.

Еще до заключения данного договора, в 1959 г., район Антарктики был исключен из сферы распространения ядерного оружия и по сути дела стал безъядерной зоной. В соответствии с Договором о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко) и I и II протоколами к нему 1967 г. Латинская Америка была объявлена безъядерной зоной.

В конце 60-х годов начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений, а затем и советско-западногерманские переговоры о нормализации отношений между двумя государствами. С позиции укрепления международной безопасности в Европе и во всем мире большое значение имели сближение мнений СССР и ФРГ. Это нашло практическое воплощение в заключении между двумя странами в 1970 г. межгосударственного договора, согласно которому Западная Германия отказывалась от реваншистских притязаний на изменение послевоенных границ в Европе. В результате этих изменений стало возможным заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией по Берлину, а также договоров между ФРГ и ГДР. Особо важное значение имело заключение между Советским Союзом и Соединенными Штатами договора о противоракетной обороне в 1972 г. За ним последовали договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые привели к разрядке напряженности в отношениях между двумя странами.

Рубежным событием в процессе укрепления международной безопасности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось 30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки. В его работе участвовали 35 государств (33 европейских, США и Канада). 3аключительный акт, принятый Совещанием, провозгласил нерушимость послевоенных границ в Европе, мирное урегулирование спорных вопросов, уважение основных прав и свобод человека и другие принципы.

Кардинальные изменения в системе международных отношений произошли со сменой высшего руководства в СССР в 1985 г. Кульминационным пунктом этой трансформации стала встреча М.С.Горбачева и Дж.Буша на Мальте в 1989 г., на которой де-факто был зафиксирован окончательный конец «холодной войны». В 1989 г. пала Берлинская стена - этот зримый символ «железного занавеса» разделившего мир на два враждебных лагеря, затем распались Варшавский пакт, социалистическое содружество, СЭВ, перестал существовать сам Советский Союз, в результате так называемых «бархатных революций» восточноевропейские страны покончили с коммунистическими режимами, стали реликтами истории реальный социализм и плановая экономика, распалась Югославия и т.д.

Стремительно открылись границы между Восточной Германией и Западной Германией, которые воссоединились в единое государство, Венгрией и Австрией, Чехословакией и Австрией. Россия стала свободной, прибалтийские страны приобрели государственную независимость, политического суверенитета добились остальные союзные республики. Все это положило начало новой геополитической карте мира.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал