![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этические ценности северных народов
Шаманизм – форма религии; культ духов. Шаманизм – это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных (Кукушин В.С.). Шаманизм как религия характеризуется следующими признаками: а) широким кругом анимистических верований (преимущественно в «злых духов»), что составляет его вероисповедную основу; б) наличием особых служителей культа – шаманов, способных приводить себя публично в состояние религиозного экстаза и тем внушать окружающим мистические воззрения; в) особым ритуалом камлания, при котором шаман в состоянии экстаза издает бессмысленные восклицания и проделывает различные манипуляции и движения телом, которые будто бы предназначены влиять на мир духов; г) наличием особого ритуального инструмента (бубна, побрякушек, особых головных уборов, плаща, пояса и т. п.), применяемого шаманами (Данильян О.Г., Тараненко А.М.). На основании этих признаков они дают следующее определение: шаманизм – это вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами. Слово «шаман» в переводе с тунгусо-маньчжурского означает «знающий». В основе шаманизма лежит экстазирование. Шаманизм имеет многовековую историю. Эта вера старше всех мировых религий. Возникновение шаманизма относят к палеолитической охотничьей культуре, ко времени разложения родового строя. Основой шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом. Центр мира представляется как Мировая Гора или Мировое Древо и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (небес, ступеней в Верхний мир). Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путешествии шамана в другие миры – Верхний, где обитают благожелательные к людям духи, и Нижний с его вредоносными обитателями. Путешествие совершается в состоянии транса, в которое шаман приходит во время сеанса (камлания) с помощью ритмического танца, особых дыхательных приемов, а иногда – наркотиков. Шаман выступает в роли посредника между миром людей и животными, между миром живых и миром мертвых, между людьми и божествами. Шаманизм признает ясновидение, изменение веса тела по желанию шамана, билокальност ь (одновременное пребывание в двух местах). Отношение к шаманизму как к духовному началу, а не шарлатанству, возродилось в последнее десятилетие XX века. У некоторых народов Азии, Африки, Полинезии шаманство сосуществовало с другими формами религии. В настоящее время оно еще существует у тувинцев, западных бурят, якутов, хакасов, хантов, манси и некоторых других народов. Остатки шаманизма присутствуют и во всех современных религиях.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
Рекомендуемая обязательная литература: 1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. 2. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. Гл. 2. Этнопедагогика русского народа, Гл. 3. Этнопедагогика народов Поволжья и Приуралья. Гл. 4 Этнопедагогика народов Северного Кавказа. 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Гл. 4, с. 112–155. 4. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Подготовка соответствующего конспекта в тетради. Приобретение электронной версии учебника А.В. Кураева Основы православной культуры: учебника для 4–5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. Ознакомление с электронным приложением к учебнику. ( https://fileskachat.com/download/4233_8bb3d5aa7412cc11a5c25df279f2ea96.html 5. Д.И. Латышина Основы исламской культуры: 4–5 классы: учебник для 4–5 классов общеобразовательных учреждений / Д. И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. Ознакомление с электронным приложением к учебнику: ( https://fileskachat.com/download/4233_8bb3d5aa7412cc11a5c25df279f2ea96.html 6. ( https://fileskachat.com/download/4233_8bb3d5aa7412cc11a5c25df279f2ea96.html – по данному адресу можно скачивать файлы бесплатно, здесь имеются все компоненты УМК, а также много других источников по религиоведению): Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразоват. учреждений / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с. (Содержит вопросы: Религия и общество. История религиозной ситуации в России. Основные религиозные направления. Светская этика.) 7. Религия: режим доступа: https://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/ здесь можно читать лекции по этнопедагогике в онлайн–режиме
Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Доусон К. Г. Религия и культура. Спб., 2000. – С. 62. 2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986. 3. Этнопедагогика семьи: Энциклопедический словарь. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. – С. 201, 227–229, 286, 288. 4. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 26А. – СПб., 1899. – С. 539–544. Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.
|