Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее понятие о традицииСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 7, 8 (4 часа) Воспитательные традиции разных народов (ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ)
Народные воспитательные традиции, продолжает ученый, «сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых и готовыми мыслями, отбираемыми и отшлифовываемыми в течение тысячелетий. Сила народной педагогики – не в авторитетных именах и плодотворных теориях, а в авторитетных мыслях и плодотворных результатах» Г.Н. Волков Цель: Выполнить краткий обзор основных воспитательных традиций народов, исповедующих различные религии; сравнить различие и схожесть традиций. План 1. Общее понятие о традиции 2. Воспитательные традиции христианских народов 3. Воспитательные традиции мусульман 4. Воспитательные традиции иудеев 5. Воспитательные традиции буддистов 6. Традиции северных народов
Проблемные вопросы: 1. Что такое традиция и чем она ценна для людей? 2. Каковы воспитательные традиции народов, исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и шаманизм? 3. Что общего в воспитательных традициях народов, исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и шаманизм? 4. Напишите эссе о традициях народа, с которым Вы себя позиционируете.
Опорные понятия: традиция, воспитательная традиция, обычай, обряд. Общее понятие о традиции Традиция – (от лат. traditio – «передача») – устойчивое, повторяющееся социальное отношение, представляющее некую закономерность исторической преемственности, это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традициям свойственна своя сложная структура: она включает идеи и убеждения, представления и взгляды, идеалы и ценности, исторически сложившиеся идейно-нравственные принципы и наиболее обобщенные социальные установки и нормы поведения, интересы и потребности, чувства и эмоции, привычки и вкусы, сохраняемые общественным мнением. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Можно выделить следующие признаки традиций: – всеобщность, массовость (традиции поддерживаются широкими массами, общественным мнением); – прочность (традиции создаются временем как коллективный опыт, навык); – жизненность (традиции – явления жизни, факт самой действительности, проявляются в убеждениях и действиях людей, многие овеяны духом романтики, красоты; они впечатляют, влекут, волнуют). «Традиция, – писал А.С. Макаренко, – украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает»; – долговечность (традиции обладают постоянством, устойчивостью, повторяемостью). Отдельные общественно ценные традиции с течением времени, даже потеряв или сильно изменив свое первоначальное содержание, продолжают жить в памяти людей как дань признательности к хорошему прошлому; – многообразие (традиции бывают семейные, трудовые, игровые, школьные, студенческие, молодежные, армейские, медицинские, спортивные и т.д.) (Г. Пшибельский). В повседневной жизни традиции выполняют четыре взаимосвязанные функции: регулирования отношений между людьми и коллективами, социальной связи, информации, воспитания (Ю. Сысоев, А. Малышев). Традиции оказывают влияние на взаимоотношения людей, на формирование их чувства. Они являются частью культуры, которая исторически сложилась у того или иного народа. Содержание традиций определяется материальной и духовной жизнью общества. Выступая как коллективная память, народные традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью являются духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство. В то же время известно, что сохранение старых элементов в исторически изменяющихся общественных отношениях может осуществляться в экстенсивной и интенсивной формах. Что касается народных традиций, то для их экстенсивного распространения характерно простое возобновление исторически сложившихся структур общественных отношений, т.е. их тиражирование во времени и пространстве, а для интенсивного развития их показательны качественные преобразования: ее переход либо в более, либо в менее сложное образование. Именно то обстоятельство, что традиция развивается (либо чрезвычайно медленно, либо относительно быстро), и делает ее диалектическим законом преемственности. Причем диалектика развития традиций как общественных отношений связана с тем, что всякая традиция представляет собой своеобразную систему систем, т.е. выступает как традиция традиций. Например, традиция межнациональной дружбы и согласия содержит в себе патриотические, коллективистские, трудовые и прочие традиции, каждая из которых, в свою очередь, раскладывается на более специфические, например, трудовая – на традиции взаимопомощи, взаимовыручки, сотрудничества и т.д.
|