Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитательные традиции северных народов ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Северными народами принято называть те этнические сообщества, которые живут за Полярным кругом или в условиях, отличающихся северным суровым климатом. Такие территории в России составляют свыше 50%, хотя из-за малой плотности заселения общая численность северных народов невелика. Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые обра-зом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений у коренных народов Севера, что, конечно же, влияет на воспитание детей. Традиционно соблюдалось распределение семейных ролей: муж – кор-милец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии, а женщине предназначалось заботиться о его одежде и обуви, пище и покое, любыми способами стараться помочь ему, когда он окажется в беде. Для семейного общения характерны немногословность, сдержанность в отношениях между мужчиной и женщиной: лишь в песне можно было выразить словами свою нежность, преданность, ревность, поведать о разочарованиях. Совместно решались жизненно важные вопросы, сохранялось уважительное отношение мужа к жене: он запрягает оленей для упряжки жены, выбирая самых красивых, легко управляемых животных, мастерит для нее прочную и удобную для перевозки детей нарту. В гостеприимстве «по-северному» воплощается внутренняя культура, проявляются чувства дружбы и взаимопомощи, что имеет большой воспитательный смысл, ибо без этого трудно жить на Севере. Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных народов Севера тесно связаны с их традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике воспитания будущих мужчин – оленеводов, рыболовов, охотников – и женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве художественных народных промыслов. Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности. У этносов Севера семья похожа на патриархальную: главенствующая роль принадлежит мужу. Но это совсем не значит, что он обладает деспотическими правами и может единолично распоряжаться имуществом и самой жизнью членов семьи. Ее микроклимат определяется отношениями равенства и сотрудничества, крепкими родственными связями. По мнению В.С. Кукушина, патриархально-родовой строй, существовавший у всех северных народов, раньше других начал распадаться у ненцев. Вероятно, сказалось соседство европейской цивилизации. Исторические источники XVII века свидетельствуют о том, что род делился на большие патриархальные семьи, а при общинном пользовании пастбищами и землями у ненцев уже в XVII веке существовала частная собственность на оленьи стада и орудия производства. К началу XX века крупные родовые единицы все больше и больше дробились на мелкие, однако каждый ненец сознавал себя принадлежащим к тому или иному роду, состоявшему из группы кровных родственников по мужской линии. У каждого рода были свои жертвенные места и свое родовое кладбище. Строго соблюдалась экзогамия, то есть запрет брать жену из своего рода. Был распространен левират, то есть обязанность младшего брата взять в жены вдову после смерти старшего брата. Существовала кровная месть. Система родства была классифицированная, то есть каждый родственный термин относился не к одному лицу, а к целому кругу лиц. Например, ненец называет «някав» («мой старший брат») своего старшего брата и младшего брата своего отца. Массовая христианизация северных народов, начавшаяся с появлением русских в их ареалах обитания, не нашла отклика в их душах и до сих пор многие из них придерживаются шаманизма. О.Г. Прохорова отмечает, что у местного населения Таймыра ценности и приоритеты детей в семьях сохранились до наших дней: – ответственность и взаимопомощь (особенно между родственниками); – стремление выжить в суровых условиях; – моральные требования, предъявляемые к детям, подкрепляются конкретными примерами поведения взрослых; – в практическом обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру взрослых; – немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах; – доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю, тундре, стремление сохранить ее для будущих поколений (к ней относятся как к народному достоянию, житнице и «кладовой без замков»); – сила и действенность слова по своему значению приравнивается к поступку: все, что человек сказал, он должен выполнять так же неукоснительно, как и решения, принятые на ях ахты сыты – общественном собрании. О.Г. Прохорова также отмечает, что сегодня обострились воспитательные проблемы семей в связи с утратой преемственности между поколениями в передаче традиционных трудовых навыков, с нарушением устоев семейного уклада, осложнением взаимоотношений между людьми, с забвением родной культуры, с утратой религиозных воззрений и т.д. Внесемейное воспитание детей, широко практикуемое среди северных народов (с довольно раннего возраста дети проживают в интернате в отрыве от родителей, в условиях частичной или полной их изоляции от семьи), приводит к низкой самостоятельности ребенка, его инфантильности, неосознанному отношению к будущему, изменению ориентации в самооценке, примитивному характеру деловых контактов. Рекомендуемые информационные источники: Рекомендуемая обязательная литература: 1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2. 2. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. глва 2 (2.5, 2.6), глава 3 (3.2, 3.4), глава 4 (4.4, 4.5), глава 5 (5.4, 5.5). 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Глава 5, с. 155–240. 4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразоват. учреждений / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с. (Содержит вопросы: Религия и общество. История религиозной ситуации в России. Основные религиозные направления. Светская этика.). https://fileskachat.com/download/4233_8bb3d5aa7412cc11a5c25df279f2ea96.html. 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ: Режим доступа: https://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/ здесь можно читать лекции по этнопедагогике в онлайн–режиме.
Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX вв.). Л., 1969. 2. Данилов Д. А., Неустроев Н. Д. Этнопедагогические основы подготовки учителей для школ коренных народов Севера: методологический аспект // Ста-новление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. М., 2003. 3. Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новоси-бирск, 1997. 4. Хазанович А. М. Друзья мои – нганасаны: Из Таймырских дневников. М., 1986. 5. Этнопедагогика семьи: Энциклопедический словарь. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. – С.40–50. 6. http//www.eleven.co.il/ 7. Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 1999.
|