![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности обмена веществ.
Обмен веществ, или метаболизм, представляет собой совокупный процесс, при котором, с одной стороны, происходят физиологические, физические и химические превращения нутриентов в организме, а с другой — их распад до конечных продуктов обмена, что, в свою очередь приводит к обмену веществами и энергией между организмом и окружающей средой. В результате обмена из питательных веществ организм получает энергию и материал для построения и обновления клеток. В обмене веществ различают два процесса — анаболизм и катаболизм (рис. 10.1). Анаболизм — это процесс ассимиляции, т. е. усвоение веществ, поступающих с пищей и используемых для синтеза сложных органических веществ внутри организма. Катаболизм — это процесс диссимиляции, который заключается в распаде сложных органических веществ до конечных продуктов обмена. Сбалансированное равновесие между этими процессами обеспечивает развитие и самообновление организма. Энергия в организме человека образуется при расщеплении органических соединений (белков, жиров, углеводов), для которого необходимо присутствие витаминов и водных растворов минеральных солей. Нарушение скорости процессов анаболизма и катаболизма приводит к нарушению обмена веществ. В детском и подростковом возрасте скорость ассимиляции превышает диссимиляцию, что обеспечивает рост организма, увеличение объема тканей и органов. В то же время в результате несовершенства нервной и гормональной систем, могут возникать различные нарушения обмена веществ. Врачи-педиатры выделяют два «критических» периода в развитии ребенка: первый — 7-8 лет, второй (пубертатный период) 12-15 лет, которые обусловлены развитием эндокринных желез. В эти периоды необходимо обратить особое внимание на полноценное питание. В рационе питания детей 7-8 лет особое значение имеет поступление достаточного количества полноценных белков, которые по удельному весу преобладают в продуктах животного происхождения; углеводов и жиров; витаминов; микро- и макроэлементов, а также водных растворов солей. В пубертатный период (12-15 лет) наступает второй пик, Рис.10.1. Обмен веществ в организме (по Н.Ф. Реймерсу).
обусловленный значительным увеличением секреции гормонов, вырабатываемых надпочечниками и гипофизом. В этот период могут реализоваться наследственные дефекты обмена и очень важно учитывать потребность организма в углеводах, чтобы не произошло резервирования жиров за счет их излишнего поступления. В эти периоды очень важно осуществлять контроль за показателями массы тела и роста, обеспечивать организм сбалансированным питанием. С 17-20 лет в организме устанавливается динамическое равновесие между процессами ассимиляции и диссимиляции; в возрасте 20-25 лет они достигают оптимальной интенсивности. Затем это равновесие снова постепенно нарушается, и к старости начинают преобладать процессы диссимиляции. В пожилом и старческом возрасте ухудшаются функции различных органов и систем организма за счет снижения важных для его жизнедеятельности веществ (структурных белков, белков-ферментов, энергетических субстратов и др.) и уменьшения количества клеток в важнейших органах и тканях (головном мозге, сердце, легочной, пищеварительной системах и других внутренних органах, мышцах), что снижает интенсивность обменных процессов. Высокая интенсивность обменных процессов позволяет обновлять ткани различных систем и органов. На общую интенсивность существенное влияние оказывают многочисленные факторы внешней среды, качественный и количественный состав пищи, мышечная активность. Избыточное поступление продуктов питания в организм ведет к нарушению обмена веществ. Избыток жира и углеводов способствует образованию жира в подкожной клетчатке и его депонированию. Недостаточное и неполноценное питание способствует преобладанию диссимиляции над ассимиляцией и может привести к резкому снижению общей интенсивности обменных процессов. Положительно на обменные процессы воздействуют занятия физической культурой и спортом, они усиливают процессы ассимиляции и диссимиляции. Таким образом, в результате обмена веществ организм получает энергию и материал для построения и обновления клеток, что позволяет организму самосохраняться, саморазвиваться и самообновляться, а также адаптироваться к окружающей среде.
|