Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская Федерация в 2000 – 2008 гг.






Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение ре­форм, стабилизацию положения в стране, сохранение целост­ности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государ­ственные символы России.

Развитие экономики и социальной сферы. Переход к по­литике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные прог­раммы. Политические лидеры и общественные деятели со­временной России.

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художествен­ной культуры. Российская культура в международном кон­тексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.

Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Мед­ведев. Общественно-политическое развитие страны на совре­менном этапе. Государственная политика в условиях эконо­мического кризиса.

Разработка новой внешнеполитической стратегии в нача­ле XXI в. Укрепление международного престижа России. Ре­шение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.

9. Культура Руси после нашествия монголо-татар переживала упадок. Толчок к ее возрождению — это битва на Куликовом поле в 1380 г.

Среди литературных жанров получили распространение исторические повести, в которых описывались реальные исторические лица и их деяния. Среди таких памятников выделяются: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. После Куликовской битвы были созданы такие произведения, как «Задонщина» Софония Рязанеца, описывающие события сражения. В литературе большое место заняли жития — жанр литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Одним из самых известных стало «Житие святого Александра Невского» и ряду других князей, погибших у монголо-татар. В конце XV в. тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и описал его в своем произведении «Хождение за три моря».

В области архитектуры необходимо отметить строительство белокаменного кремля вокруг Москвы в 1367 г. В 1475—1479 гг. был сооружен главный кремлевский собор — Успенский, архитектором выступил Аристотель Фиорованти. В 1481—1489 гг. был возведен Благовещенский собор, а в 1487—1491 гг. — Грановитая палата.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал художник Феофан Грек, фрески этого мастера производили сильное впечатление на современников. Феофан Грек участвовал в росписи ряда московских церквей: каменной церкви Рождества Богородицы в 1395 г., церкви святого Михаила Архангела в 1399 г. и церкви Благовещения совместно с Андреем Рублевым в 1405 г. Расцвета живопись достигает в творчестве Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV вв. Среди его работ в Москве — роспись стен Благовещенского собора Кремля, во Владимире — Успенского собора, также им были расписаны фрески и иконы Троице-Сергиева монастыря. Одним из шедевров мировой сокровищницы является «Троица» Андрея Рублева, хранящаяся в Третьяковской галерее.

5. Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т. д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на Северо-Востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все-развитие русской культуры раннего средневековья.

Архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

13. В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

14. Утраченные в ходе Смуты Новгород и Смоленск удалось вернуть далеко не сразу. Россия, на тот момент, была серьезно ослаблена и войны с Польшей и Швецией не принесли успеха. Новгород был возвращен только в 1617 г. после заключения со Швецией Столбового мира, но побережье Финского залива было утрачено. Только в 1634 году по Полянскому миру Владислав окончательно отказался от притязания на московский престол. Однако Северские земли и Смоленск остались во власти Речи Посполитой.

Царь Алексей Михайлович, направил свою энергию на разрешение проблем, оставленным предыдущим правлением. В это время большая часть Украины и Белоруссия принадлежали польской Короне. Бунты, начавшиеся против поляков в 1648 г. на Украине переросло в масштабную освободительную войну, охватившую и все белорусские земли. Во главе этого мощного движения встал Богдан Хмельницкий. Восставшие обратились за помощью к Москве. Однако решение об объединении России и Украины было принято только в 1654 году. Это стало причиной очередной войны с Речью Посполитой. Итогом ее стал «Вечный мир». Россия, наконец, смогла вернуть себе Смоленск, а Речь Посполитая была вынуждена признать воссоединение России и Украины. Так же, по условиям этого мира России отошел и Киев.

Сложными оставались и русско-турецкие отношения. Крымские походы князя Голицина 1687 и 1689 годов успеха не принесли. Получить выход к Черному морю России так и не удалось. Однако стоит отметить Азовские походы 1695 и 1676 годов. Но захват Азова был явно недостаточен для обеспечения безопасных торговых путей за запад. Черное море оставалось полностью во власти Османской империи.

Ярким успехом российской внешней политики в 17 веке было присоединение к территории страны земель Восточной Сибири. Дежнев и Поярков, известные российские первопроходцы смогли достичь берегов Амура и Тихого океана. Расширение территории Российской империи за счет приамурских земель не могло не вызвать обеспокоенности правителей Китая. Тем не менее, в 1689 г. граница по реке Амур (и его притокам) была закреплена Нерчинским договором.

16. В конце XVII в. Россия была феодально-крепостническим государством, внутри которого происходили важные изменения.

Ремесло приобретало характер мелкого товарного производства, в различных отраслях промышленности появились мануфактуры. Ведущая роль в складывании общероссийского рынка принадлежала Москве - крупнейшему центру производства, потребления и распределения продукции. Столица была связана сухопутными и речными путями со всеми районами страны.

Для обеспечения дальнейшего прогрессивного развития России Петру I необходимо было решить две важнейшие задачи. Это были задачи борьбы за выходы к Черному и Балтийскому морям. Самостоятельное развитие России как сильного, единого, независимого государства без выхода к морю было невозможно. Задачи эти не были впервые выдвинуты Петром I.

В 1693 - 1694 гг. Петр I совершает путешествие на Белое море в Архангельск, что имело решающее значение в принятии Петром исторического решения о превращении России в морскую державу.

Весной 1695 г. русские войска двинулись к Азову. Но овладеть турецкой крепостью в кампании этого года не удалось. Основными причинами неудачи похода являлись отсутствие флота. 27 мая 1696 г. русский флот подошел к Азову, отразил попытку высадки турецкого десанта с моря и в начале июня блокировал крепость. Сухопутные войска осадили ее с суши. Исчерпав все средства обороны, 18 июля гарнизон Азова выбросил белый флаг.Овладев Азовом, Россия, однако, не получила свободного доступа в Черное море. Борьба продолжалась как на море, так и на суше.

21. В XVIII в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Основные направления в литературе.

1. В литературе XVIII в. торжествовало направление классицизма, ориентировавшееся на античные художественные образцы и гражданские добродетели. Его ярчайшими представителями были М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Г. Державин, А. Кантемир, Д. Фонвизин и др.

2. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза» Н. Карамзина).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал