Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПсихологияСтр 1 из 3Следующая ⇒
1. Роль деловых коммуникаций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Формы деловой коммуникации (вопр. 39) 2. Виды психологических воздействий в деловых коммуникациях в деятельности государственных и муниципальных служащих (вопр. 41) 3. Технологии формирования имиджа государственных и муниципальных служащих (вопр. 40)
К первому вопросу Роль деловых коммуникаций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Формы деловой коммуникации (вопр. 39) Тезисы 1. Эффективность деятельности руководителя только на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% от умения взаимодействовать с людьми 2. Примерно 70% времени - на общение; 80% проблем – от неверно организованного общения 3. Неумение профессионально взаимодействовать – основная причина неэффективности деятельности организации 4. Роль деловых коммуникаций сводится: - к умению устанавливать контакты вербально и невербально, - вести диалог, избегая психологических «шумов» (помех), - влиять на партнера, используя специальные техники, - эффективно передавать информацию, - вести переговоры, избегая обострений конфликта - улаживать конфликты -поддерживать необходимые контакты Формы деловой коммуникации: устные, письменные; монологические, диалогические. 1. Сообщение, записка, письмо (обращение, заявление, приглашение), переписка 2. Публичная речь, выступление 3. Беседа (деловая, дисциплинарная, организационная, проектная, беседа-прием) 4. Переговоры 5. Совещание 6. Телефонный разговор Основной признак делового общения – регламентированность (ограниченность стандартами: организационно-формальными, этическими) Ко второму вопросу Виды психологических воздействий в деловых коммуникациях в деятельности государственных и муниципальных служащих (вопр. 41) Тезисы 1. Основные виды психологических воздействий (наиболее доступные): - методика позитивного воздействия на партнера по Карнеги. Основана на психологических стереотипах – «слабостях»: имя, внимательное слушание, значимость (интерес к собеседнику), солидарность, поощрение, нелюбовь к критике, позитивно-конструктивная критика, утешение. - техника комплексного служебного взаимдействия, снижающая напряжение (10 пунктов) - методика ненасильственного управления Орлова - мотивация потребностей по Макклеланду: достижение, соучастие, власть) - использование позитивных действий - использование противоконфликтных (обратных) действий - европейский стандарт полемики 2. Дополнительные виды психологических воздействий (достаточно сложные): - техника психологического айкидо Литвака - использование позитивных правил отклика (взаимодействия) - техника невербального влияния - ориентация на жизненные сценарии по типу взаимодействия партнеров - использование эффективных форм взаимодействия в проблемных ситуациях - использование позитивной тактики противостояния начальству - использование позитивной тактики управления начальством путем проявления инициативы - избегание непродуктивных и ориентация на продуктивные способы служебно-делового взаимодействия - тактика постепенного воздействия на подчиненных - тактика взаимодействия в условиях сопротивления подчиненных - методика антиполемики (Сократ, Карнеги) - тактика взаимодействия с ригидными партнерами (Берн) - тактика выхода из сценарной игры (Берн) Нейролингвистические техники Бендлера и Гриндера: - работа с партнером по методике «движение по карте возможностей» - воздействие на противника по методике «альтернативное ориентирование» - ориентация на репрезентативные системы (системы восприятия) партнеров: визуальная, аудиальная, кинестетическая - ориентация на основные метапрограммы партнеров: категории отбора (на деятельность, на личности, на вещи, на сведения), направление внимания (себе – другим), «движение к цели, …от неудач», «ориентация на окружающих, …на себя», «ориентация на стереотип, …на динамизм) - психогеометрическая методика («треугольник», «квадрат», «круг») по Делингер К третьему вопросу Технологии формирования имиджа государственных и муниципальных служащих (вопр. 40) Тезисы 1. Имидж – личный образ (англ.) 2. Имидж – комплексный набор личностно-профессиональных черт необходимых гражданскому служащему (верхний уровень социально-психолгической роли) 3. Имиджевый уровень (ситуативная роль): диктуется ситуацией, желанием произвести определенное впечатление и решить поведенческую задачу, используя позитивные тактики взаимодействия 4. Профессиональный имидж служащего: профессиональная, коммуникативная, поведенческая, этическая, эстетическая компетентность и артистичность (выразительность) 5. Технологии формирования: - психологическая - этическая - конфликтнологическая - организационная 6. Психологическая технология: СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Приемы формирования имиджа: - по ключевой фразе (рождает нужное поведенческое клише) - использование готового имидж-типажного (выразительного) поведения - путем воображения и имитации нужного поведения - методом психологического совмещения проблемной ситуации общения с наиболее эффективным образом (КАРТИНОЙ ВЛИЯНИЯ) Методика ролевого поведения (обусловлена факторами влияния): - цель общения - обстоятельства взаимодействия - окружающие люди - взаимоотношения людей -желаемый результат встречи Техника ролевого поведения: - пауза - оценка ситуации - пристройка (расположение по отношению к партнеру) - приспособление (выбор средств воздействия) - взаимодействие с партнером - подстройка (управление общением путем влияния на партнера) - завершение общения 7. Этическая технология: - знание теоретических положений основных этических учений (Моисея, Будды, Конфуция, Сократа, Эпикура, Христа, Магомета, Канта, Милля, Ницше, Толстого, Швейцера, Карнеги) - умение решать личные поведенческие проблемы, опираясь на знание основных этических учений - навыки использования методики позитивного взаимодействия (по Карнеги) - умение подняться над проблемами добра и зла, используя критерии аристократической морали (по Ницше) - умение положить в основу служебного поведения классические постулаты Конф уция - использование современного этического кодекса гражданского служащего, основанного на этике ненасилия (21 век) 8. Конфликтологическая технология: - знание основ конфликтологии - знание основных приемов психологической защиты (самопредупреждение, созерцание, самоутверждение, отступление) - знание основных иммунных (сохраняющих) действий: против гнева, обиды, вины, оскорбления, стыда, зависти, страха, ревности) - знание базовой защитной техники (лицо релаксанта, голос в середине регистра, темп речи замедленный) - умение пользоваться приемами психологической защиты и иммунными действиями в базовой защитной технике 9. Организационная технология: - знание всех организационных форм взаимодействия - знание должностных инструкций - знание структуры государственной и муниципальной службы - знание и умение разбираться в законодательстве РФ - управление личной карьерой
Этика 1. Содержание, иерархия и специфика основных этических категорий в системе государственной и муниципальной службы (вопр. 28) 2. Этические требования к государственном у и муниципальному служащему (вопр. 29) 3. Разработка и роль этических кодексов в государственной и муниципальной службе (вопр. 30)
К первому вопросу Содержание, иерархия и специфика основных этических категорий в системе государственной и муниципальной службы (вопр. 28) Тезисы Основные этические категории (иерархия, содержание):
Специфика (особенности): требования предъявляются обществом и регулируются государством, относится непосредственно к труду служащего, регулирует поведение при исполнении профессиональных обязанностей, регулирует нравы профессиональной среды, устанавливает систему нравственных оценок служащих в коллективе и в обществе
Ко второму вопросу Этические требования к государственному и муниципальному служащему (вопр. 29) Тезисы Этика служащего: кодекс поведения (принципы, нормы поведения как доверенного лица государства и «слуги» общества, взаимоотношения с сослуживцами). Принципы кооперации и вежливости, равной безопасности, исключения эгоистических интересов, объективной оценки, плюрализм мнений, право на собственную точку зрения, отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу, критика собственного поведения, борьба со злом, но принятие людей, стоящих за ним. Нормы служебного поведения: единая мораль для всех, единство слова и дела, внимание к подчиненным. Принципы руководства: гуманизм, справедливость, ответственность, законность. Девиз современной деловой этики: «Каждый человек заслуживает уважения» (интересы семьи подчиненного и его благополучия в критических ситуациях могут быть поставлены выше интересов дела). Алгоритм поведения руководителя в типичных ситуациях: сотрудник ошибся – выясни причины, у подчиненного есть слабости – помоги преодолеть их, сотрудник не выполнил распоряжения – обязательно сделай замечание, выступаешь с критикой – критикуй действия, но не личность, будь самокритичным, не преследуй за критику, надо сделать замечания – собери факты, говори один на один, закончи на дружеской ноте, поощряй коллектив и сотрудников. Условия поощрения: конкретное, безотлагательное, достижимое (дойти до адресата), непредсказуемое и нерегулярное. Формы распоряжений: вопрос, просьба, приказ. Правила взаимодействия с руководителем: не н авязывать свою точку зрения («Как вы отнесетесь к тому, чтобы..»), не говорить в приказном категоричном тоне, предлагать выход из затруднительной ситуации, не обращаться за помощью «через голову», помогать руководителю в создании доброжелательной атмосферы, сохранять чувство собственного достоинства.
К третьему вопросу Разработка и роль этических кодексов в государственной и муниципальной службе (вопр. 30) Тезисы Кодекс (лат.= книга) – систематизированный свод законов. Этический кодекс (ЭК) относится к области морали, а не права. Правовые норм – прерогатива (лат.= преимущество) государства, а мораль носит негосударственный характер. Но, по словам Гегеля, «авторитет нравственных законов выше». Соблюдение норм морали детерминируется (обуславливается) чувством совести, убеждением и общественным мнением, потому что моральные нормы существуют в сознании людей. Моральные действия влекут ответственность перед обществом. Исполнение юридического закона – обязательно, морального – нет. Однако по мере развития общества, роста образованности и самосознания людей возрастает и роль нравственного фактора в процессе управления. Авторитарные (лат.= полная власть), патриархальные (греч.= глава рода), патерналистские (лат.= отец) отношения в служебной деятельности все больше вытесняются гражданскими, ибо для этики нового времени характерно развитие идеи суверенности (франц.= независимости) каждого субъекта (в рамках моральных отношений). На смену приниженности чиновника-холопа при начальнике-деспоте приходят профессионалы, умеющие работать и ценить себя. Это обстоятельство при дефиците (лат.= нехватка) нравственности во властных структурах и заставило обратиться к созданию этических кодексов служащих. При разработке ЭК учитываются достижения этической мысли всех времен и народов, осмысливаются положения, призванные поднять уровень нравственности служащих до высот безупречности и чести. Служащим вменяется в обязанность соблюдать этические нормы, руководствуясь удовлетворением потребностей общества, ибо профессии служащего является общественно значимой. С этой целью, например, в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров» специально подчеркиваются такие этические качества как независимость мышления и поведения, профессиональный скептицизм. В ЭК разрабатываются модели поведения служащих, утверждаются общие принципы, например, такие как честность, объективность, компетентность, усердие (дйствовать внимательно, тщательно, своевременно), профессиональность поведения, правоисполнительность (потребности совпадают с правом) и правопослушность (цели совпадают с общественными требованиями). В крайнем случае, может выдвигаться принцип законопослушности, когда желания не совпадают с потребностями общества, но личность вынуждена подчиняться закону. Профессиональное поведение предполагает избегание любых действий, которые могут дискредитировать (франц.= подрывать доверие) профессию, например, давать пренебрежительные отзывы о работе коллег, принимать меры предосторожности при угрозе личной заинтересованности. В ЭК включаются руководства по корпоративному поведению (управлению), профессиональные правила (стандарты), нормы контроля этичности поведения, конкретные меры предосторожности, знание этических учений (этических норм) и правил рабочего поведения. В ЭК должны быть включены и правила поощрения работников сообщать руководителям о любых этических проблемах самих работников и даже о нарушениях норм этики в организации, избегая, однако доносительства. При подготовке ЭК должна быть решена проблема этических конфликтов и их разрешения, установлены внутренние процедуры и альтернативные действия, прописаны процедуры для разрешения споров. Особый момент в ЭК – семейные и личные отношения: они должны исключать угрозу личной заинтересованности и угрозу близкого знакомства. Этика служащего связана и с необходимым уровнем квалификации, поэтому неэтично брать на себя такие задачи, для решения которых он не обладает необходимой квалификацией, ибо возникает угроза невыполнения обязанностей. К мерам предосторожности в таких случаях относятся профессиональное обучение, помощь компетентных специалистов или увеличение времени для выполнения задания. Несомненно, в ЭК должны быть прописаны обстоятельства провокаций (взятки в различных формах – вознаграждения, подарки, знаки гостеприимства, оказание особого внимания, неуместные призывы к чувствам дружбы и лояльности). Все это может быть истолковано с позиций права как коррупционная составляющая и привести к угрозе шантажа, поэтому служащий не должен принимать такие стимулы и немедленно информировать об этом руководство, а близким родственникам разъяснять вопрос о возможности возникновения таких угроз. Все названные положения делают роль ЭК в жизни организации всеобъемлющей и трудно переоценимой, ибо фактически охватываются все стороны служебной деятельности, способствуя становлению эффективного процесса управления и повышению авторитета ГМУ.
|