![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление персоналом
1. Методы управления персоналом (вопр. 31) 2. Государственная кадровая политика (вопр. 32) 3. Технологии подбора, отбора и аттестации кадров, способы замещения должностей (вопр. 33) 4. Управление карьерой персонала (вопр. 34)
К первому вопросу Методы управления персоналом (вопр. 31) Тезисы Метод (греч.= исследование) – способ воздействия. Методы управления: 1. Экономические. Стимулируют деятельность персонала, повышают материальную заинтересованность (повышение оплаты труда в зависимости от качества, сложности; премии, льготы; преимущества - надбавки за классность, чин, стаж). Создают конкурентную среду. 2. Социально-психологические. Воздействуют на сознание и поведение людей (социализация, социальная солидарность, творческое отношение к делу, деловая обстановка, индивидуальное развитие личности, сочетание личных и коллективных интересов при приоритете интересов государства. 3. Правовые методы. На основе норм права: - императивные (обязательные к исполнению) - диспозитивные (что можно, чего нельзя) - рекомендательные (как поступать в соответствии с нормами права - поощрительные (одобряющие деятельность) Средство формирования правосознания и создания законных рамок деятельности. 4. Морально-этические – способы нравственного регулирования действий. Формируют моральное сознание, нравственные убеждения, нацеливают на честное и добросовестное выполнение служебных обязанностей. 5. Административные – нормы принятия решений, распоряжений, контроля, работа с кадрами (отбор, подбор, ротация, оценка, управление карьерой), привлечение к принятию управленческих решений, делегирование полномочий, поддержание порядка и исполнительской дисциплины – мерами принуждения). Пользоваться осторожно: не навреди.
Ко второму вопросу Государственная кадровая политика (вопр. 32) Тезисы Государство – главный субъект социального управления, так как институты гражданского общества еще слабы. Государство – главный собственник (20% предприятий, природные ресурсы, значительная часть земли). Государство – ведущий работодатель (38% всех занятых в экономике работают в государственных и муниципальных предприятиях, 17% - на предприятиях смешанной формы). Таким образом, государство имеет значительные возможности и ресурсы для определения стратегии и тактики ГКП. Механизмом ГКП является управление персоналом. ГКП – это стратегия формирования государственного управления (по уровням); комплексный подход к кадровому обеспечению государственной службы (по содержанию); результат управленческой и правотворческой деятельности государства (по назначению). ГКП закреплена в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других органах власти. Основные черты ГКП, она должна быть: - научно обоснованной, учитывающей потребность государства в кадрах, - комплексной (учет различных аспектов кадровых вопросов: экономические, социальные, политические, нравственные, социально-психологические) - единой для всей России и многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной, отраслевой) - перспективной (упреждющий характер – на четверть века вперед) - гласной, демократической по целям, социальной базе и механизму решения кадровых проблем - духовно-нравственной, воспитывающей человеколюбие, честность, гражданскую ответственность - правовой (в рамках и на основе закона) Главные цели ГКП: - формирование высокого профессионализма и культуры управления - эффективное использование интеллектуально-кадрового потенциала - создание благоприятных условий для личностного и профессионального роста служащих Приоритеты (лат.=первый) - первостепенные, неотложные направления ГКП: - формирование эффективного механизма подбора кадров и работа с ними - повышение престижа (франц.= уважение) госслужбы и авторитета служащих - совершенствование программ подготовки и профессионального развития служащих Основные задачи ГКП: - управление развитием профессиональных качеств служащих - обновление и ротация кадров - формирование кадрового резерва и эффективное его использование - объективная оценка деятельности служащих ГКП должна быть стабильной, устойчивой и адекватной потребностям общества и государства.
К третьему вопросу Технологии подбора, отбора и аттестации кадров, способы замещения должностей (вопр. 33 Тезисы Отбор – многократное действо (при поступлении, в период службы): поиск людей на определенные должности (интеллектуальный отбор). Условия отбора: социальные требования (возраст, образование, …), профессионально-квалификационные требования (професиограмма должности) с учетом специальности, изучение качеств и способностей претендентов, установление полномочий кадровых служб. Задача: комплектование должностей Критерии отбора: обозначены в законодательстве о государственной и муниципальной службе: образование, гражданство, возраст, стаж, знание законодательных актов… Базовые принципы отбора: соблюдение конституционных прав, принцип гарантии прав, принцип запрещения и ограничения прав, принцип равных прав и свобод, принцип защиты сведений о личностных качествах гражданина, неприкосновенность личной тайны (тестирование личностных качеств запрещено, если нет специальных предписаний) Специальные принципы отбора: профессионализм, компетентность (высшее проявление профессионализма), независимость от интересов социальных групп, партий, конфессий… Подбор – поиск должности в соответствии с возможностями человека (опыт, стаж, способности…), приоритет отдается интересам профессионала. Подбор требуется в силу состояния здоровья, взаимоотношений с руководством, с коллегами, посемейным обстоятельствам, по нормам трудового прав… Способы замещения должностей: -назначение на должность (в форме распорядительного документа – приказа, постановления, указа…) - замещение должности: а) конкурс (документов, конкурс-испытание), не менее 2-х претендентов б) избрание на должность – определение коллективным органом одного кандидата в) выбор на должность – либо органом, либо должностным лицом (не предполагает гласного обсуждения и обоснования мотивов) г) выборы на должность – путем голосования (открытого или тайного) Аттестация кадров – определение меры соответствия качеств сотрудника требованиям должности Принципы оценки: - объективно и «прозрачно» -достоверно и валидно (значимо) - прогностично (эффективность дальнейшей работы) - комплексно (связи, отношения внутри организации) Понятийный аппарат: - оценка личностных качеств - оценка качества исполнения работ - оценка профессионального поведения - оценка результативности труда - оценочная беседа - оценочные листы - оценочная (аттестационная) комиссия Оценка индивидуальных качеств служащих: профессиональных, деловых, морально-психологических, интегральных (авторитет, состояние здоровья, общая культура, культура мышления, речи…), специальные (способность учитывать статус, миссию, цели, функции, задачи организации), агрегированных (объединенных, суммированных) Методы оценки: Формализованные (анкетирование, тестирование) Неформальные (наблюдение, собеседование, групповая дискуссия)
К четвертому вопросу Управление карьерой персонала (вопр. 34) Тезисы Карьера (франц.=движение вперед) Виды: профессиональная и должностная; потенциальная (мечта), реальная Этапы: 1-выбор, 2-рождение, 3-развитие, 4-угасание 1/5 госслужащих достигли в должностном росте своей цели 44% считают, что их карьерные планы остались мечтой Причина: работа по управлению карьерой практически отсутствует По времени осуществления: - нормальная (10-12 должностей к 30 -40 годам) - скоростная (в 2-3 раза короче, для выдающихся личностей с явно выраженным стремлением к власти) - десантная (готовность занять любую должность по идеологическим соображениям) – в кризисные периоды (или выдающиеся организаторы, или пиар-личности) -медленная (в 1, 5 -2 раза длиннее) По характеру осуществления: - полный цикл деятельности - устойчивая (постоянная) - неустойчивая (прерывная) Условия управления карьерой: - осознание ценности профессионального опыта человека как важнейшего национального достояния - высокий статус кадровых служб (в настоящее время доминируют рекомендации руководителей, а не результаты конкурсов и квалификационных экзаменов - создание системы общественного контроля (ответственность кадровых служб перед институтами гражданского общества – общество вправе знать, кого нанимают на службу) - создание оптимальной карьерной среды и карьерного пространства Система управления карьерой: совокупность принципов, норм, субъектов и механизмов управления Механизм управления: отбор, оценка, обучение, работа с кадровым резервом, стажировка, коррекция профессиональных требований, изменение реестра должностей В практике: - из реестра назначают 7% - по конкурсному отбору – 12% - в результате аттестаций -14% Пока механизм не работает Процессу правления карьерой: - выявление потребностей органов власти в составе персонала, разработка карьерной стратегии внедрение карьерной технологии - выполнение принятых решений и реализация планов Задачи: - обеспечение соответствия профессионального опыта проектному - развитие и рациональное использование профессиональных способностей - создание кадрового резерва (перспективные служащие, согласные на зачисление в резерв)
|