Этапы работы над проектом
| Цели и задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Деятельность родителей
|
1. Погружение в проект
| Цель – подготовка учащихся к про-ектной деятель-ности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности пе-дагога и обуча-ющихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
| Отбирает воз-можные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у уча-щихся интерес к теме проекта.
Помогает сфор-мулировать:
• проблему про-екта;
• сюжетную си-туацию;
• цель и задачи.
Мотивирует уча-щихся к обсуж-дению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися опти-мального способа достижения пос-тавленных целей проекта.
Помогает в ана-лизе и синтезе, наблюдает, кон-тролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необ-ходимые специ-фические умения
и навыки.
| Осуществляют вживание в си-туацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают допол-нительную ин-формацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самосто-ятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск опти-мального способа достижения цели проекта;
• личностное при-своение проб-лемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель про-екта.
| Помогают в выборе тема-тического поля, темы; в форму-лировке проб-лемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
|
2. Планирование деятельности
| Цель – попе-рационная разра-ботка проекта с указанием перечня конкретных дей-ствий и резуль-татов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение ис-точников инфор-мации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и воз-можных форм презентации ре-зультатов проек-та, сроков презен-тации;
– установление процедур и крите-риев оценки ре-зультатов и про-цесса;
– распределение задач (обязан-ностей) между членами группы.
| Направляет про-цесс поиска ин-формации учащи-мися (при необ-ходимости помо-гает определить круг источников информации, ре-комендует экспер-тов).
Предлагает уча-щимся:
• различные вари-анты и способы хранения и систе-матизации соб-ранной инфор-мации;
• организовать групппы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать воз-можные формы презентации ре-зультатов проек-та;
• продумать кри-терии оценки ре-зультатов и про-цесса.
Формирует не-обходимые спе-цифические уме-ния и навыки.
Организует про-цесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятель-ности и ресурсов.
| Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ инфор-мации;
• разбивку на групппы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презен-тации предпола-гаемых резуль-татов;
• принятие реше-ния по установ-лению критериев оценивания ре-зультатов и про-цесса.
Продумывают продукт групп-повой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) ре-зультатов данного этапа работы.
| Консультируют в процессе поиска инфор-мации.
Оказывают по-мощь в выборе способов хра-нения и систе-матизации соб-ранной инфор-мации, в соста-влении плана предстоящей деятельности.
|
3. Осуществле-ние деятельнос-ти по решению проблемы
| Цель – разра-ботка проекта.
Задачи:
– самостоятель-ная работа уча-щихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полу-ченных данных в группах, на кон-сультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
| Наблюдает, сове-тует, косвенно руководит дея-тельностью, отве-чает на вопросы учащихся.
Контролирует со-блюдение правил техники безо-пасности.
Следит за соблю-дением времен-ных рамок этапов деятельности.
| Выполняют за-планированные действия само-стоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходи-мости консуль-тируются с учи-телем (экспер-том).
Осуществляют промежуточные обсуждения полу-ченных данных в группах.
| Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соб-людением вре-менных рамок этапов дея-тельности.
Оказывают помощь в сбо-ре информа-ции, оформле-нии матери-алов и порт-фолио проект-ной деятель-ности.
|
4. Оформление результатов
| Цель – струк-турирование по-лученной инфор-мации и интег-рации получен-ных знаний, уме-ний, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирова-ние выводов.
| Наблюдает, сове-тует.
Направляет про-цесс анализа.
Помогает в обес-печении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает со-циальную и лич-ностную важность достигнутого.
| Оформляют про-ект, изготавли-вают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализи-руют выполнен-ный проект, выясняют причи-ны успехов, неу-дач.
Проводят анализ достижений пос-тавленной цели. Делают выводы.
| Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, соз-дает чувство успеха.
|
5. Презентация результатов
| Цель – демон-страция мате-риалов, предста-вление результа-тов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
| Организует пре-зентацию.
Продумывает и реализует взаи-модействие с ро-дителями.
При необходи-мости консуль-тирует учащихся по вопросам под-готовки презен-тации и офор-мления порт-фолио.
Репетирует с учениками пред-стоящую презен-тацию резуль-татов проектной деятельности.
Выступает в ка-честве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полу-ченные резуль-таты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает уме-ния: общаться, слушать, обосно-вывать свое мне-ние, толерант-ность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий резуль-тат и др.
| Выбирают (пред-лагают) форму презентации.
Готовят презен-тацию.
Продолжают оформлять порт-фолио.
При необходи-мости консульти-руются с учи-телем (экспер-том).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слуша-телей.
Демонстрируют:
• понимание про-блемы, цели и задач;
• умение плани-ровать и осуще-ствлять работу;
• найденный спо-соб решения про-блемы;
• рефлексию де-ятельности и ре-зультата.
Выступают в качестве экспер-та, т.е. задают вопросы и вы-сказывают крити-ческие замечания (при презентации других групп/ учащихся) на основе устано-вленных крите-риев оценивания результатов и процесса.
| Консультируют в выборе фор-мы презента-ции.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эк-сперта.
|
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
| Цель – оценка результатов и процесса про-ектной деятель-ности.
Задачи:
– коллективное обсуждение ре-зультатов про-екта;
– самоанализ проектной деятельности.
| Оценивает усилия учащихся, креа-тивность, исполь-зование источ-ников, неиспользованные возможности, потенциал про-должения, качес-тво отчета, моти-вирует учащихся.
Наблюдает, направляет процесс.
| Осуществляют оценивание де-ятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
| Консультируют в оформлении отчета.
|