![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод PATTRN у політичному аналізі. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Еще одной распространенной заочной методикой является PATTRN (Planning Assistance Through Technical Relevance Number, что переводится как Помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки). Данный метод был разработан в другом «резервуаре мысли» — фирме «Хондуелл Инкорпорейтид» в конце 60-х годов. Как и в случае с методом Дельфи, его апробация прошла на заданиях Министерства обороны США.
Методика примечательна тем, что сочетает несколько методов политического анализа, которые могут быть использованы и сами по себе — речь идет о написании сценария и построении «дерева целей».
Написание сценария (первый етап) представляет собой сочетание ситуационного анализа и нормативного прогноза. Сценарий предполагает подробное описание проблемной ситуации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положения вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования. Вторая часть – это построения «дерева целей». Основной принцип составления «дерева целей» состоит в преобразовании любой цели более высокого иерархического уровня в совокупность подцелей более низкого уровня. Таким образом, все цели выстраиваются в строгой логической последовательности, причем каждая большая цель разбивается на более мелкие подцели. Процесс вычленения подцелей продолжается до тех пор, пока все они не совпадут с названиями средств своей реализации.
В качестве примера рассмотрим разработку стратегии предвыборной борьбы какого-либо кандидата в депутаты в мажоритарном округе, находящемся в городе N. Предположим, что анализ округа показал, что в нем нет крупных фабрик, зато имеется два вуза и ряд академических институтов. Основной электорат округа составляют представители непроизводственной сферы — врачи, учителя, научные сотрудники. В округе проживает большое число пенсионеров, однако митинги, которые пытались организовать на территории округа представители коммунистических организаций не состоялись из-за неявки на них населения.
Социологические опросы показали, что жители округа политикой интересуются, однако не будут посещать различные предвыборные собрания и читать развешиваемые листовки, поскольку предпочитают проводить свободное время дома и получать информацию из газет и программ телевидения. Эта информация частично подтвердилась и данными о большом количестве выписываемых и покупаемых в розничной торговле печатных изданий.
Изучение статистики также показало, что в данном округе практически не зафиксировано ограблений квартир, совершенных псевдомилиционерами и лжесантехниками. Эта информация позволяет сделать вывод о возможности использования способа завоевания симпатий электората с помощью агитации «от двери к двери», суть которого заключается в том, что помощники кандидата, а лучше и он сам, ходят по квартирам и общаются с избирателями. Очевидно, что если в округе достаточно часто происходят ограбления квартир и преступники проникают в жилища людей под видом милиционеров, почтальонов или сантехников, вряд ли дверь будет открыта человеку, представившемуся кандидатом в депутаты, даже если он предупредит о своем приходе заранее. После анализа полученной информации эксперты построили «дерево решений».
Основные направления избирательной кампании (основные способы решения задачи победы кандидата на выборах) перший рівень: 1. Використання ЗМІ 2. Організація мітингів і зустрічей з виборцями 3. Розповсюдження агітаційних матеріалів 4. Індивідуальна поштова висилка матеріалів 5. Агітація «від дверей до дверей» 6. Агітація по телефону
Використання ЗМІ (розписаний перший рівень): 1. Використання місцевих телестанцій (другий рівень) – участь у теледебатах, рекламний ролік на каналі Н (третій, кінцевий рівень, конкретні дії) 2. Використання кабельного телебачення – рекламний ролік на каналі Н, рекламний ролік на каналі НН 3. Виступи по радіо – виступ у передачі Н, реклама на радіостанції 4. Статті у газетах – замовлене інтерв’ю у зазеті Н, замовлені статті у газеті НН
Мы видим, что использование СМИ (одного из шести основных решений) делится на четыре подрешения второго уровня, разбивающихся далее на подрешения третьего уровня, каждое из которых является конкретным мероприятием. Затем эксперты проводят тщательный анализ всех уровней построенного «дерева решений». Это делается для определения степени важности любого из возможных решений стоящей задачи. Каждому решению присваивается коэффициент значимости. Теперь со всей определенностью видно, какие решения следует реализовать в первую очередь и как оптимально распределить имеющиеся в наличии ресурсы.
Присвоение коэффициентов обычно осуществляется методом анкетирования: экспертам раздаются бланки, в которых они проставляют оценки всем предложенным действиям.
Для анализа решений и присвоения им коэффициентов существует определенный набор показателей, по которым и оценивается каждая цель или подцель. Среди них можно выделить следующие рубрикаторы: - степень эффективности - взаимополезность (показывает степень снижения расходов на выполнение остальных решений при реализации решения оцениваемого), - временные затраты - финансовые затраты - возможность использования партийных ресурсов - возможность использования активистов и добровольцев.
При составлении анкет следует учитывать, что значимость самих рубрикаторов различна — скажем, финансовые затраты будут гораздо более важным показателем, чем возможность использования добровольцев. Поэтому необходимо присваивать веса и самим критериям, что осуществляется на основе мнений экспертов относительно каждого критерия, которые выясняются до проведения анкетирования.
Для правильного составления анкеты необходимо придерживаться еще двух важных правил. Первое: веса критериев начисляются в долях единицы таким образом, чтобы их сумма равнялась единице. Второе правило касается критериев оценки мероприятия: каждое мероприятие по каждому критерию оценивается в долях единицы, но сумма оценки всех мероприятий по каждому критерию также должна составлять единицу.
Для пояснения приведем пример анкеты, в которой оцениваются основные направления избирательной кампании А в округе С.
Нетрудно убедиться, что данная таблица соответствует всем перечисленным требованиям. Так, сумма весов критериев равна единице (0, 35 + 0, 25 + 0, 1 + 0, 1 + 0, 1 + 0, 1=1), как и сумма оценки всех мероприятий по каждому критерию (например, сумма оценки по критерию «степень эффективности» 0, 35 + 0, 05 + 0, 015 + 0, 15 + 0, 2 + 0, 1 = 1).
Рассчитаем вес одного из самых эффективных в данном округе мероприятий — выступлений кандидата в СМИ: 0, 35x0, 35 + 0, 25x0, 05 + 0, 1x0, 5 + 0, 1x0, 2 + 0, 1x0, 2+ 0, 1x0, 05 = 0, 2125.
После несложных математических вычислений видно, какие способы агитации за кандидата в округе наиболее приемлемы, а на какие следует обратить меньшее внимание. Более того, таблица дает полное представление о сильных и слабых сторонах каждого из основных направлений агитации. Например, организация митингов и встреч с избирателями не требует больших финансовых затрат, но этот прием весьма неэффективен в данном округе. Использование СМИ, наоборот, весьма эффективно, но дорогостояще.
При индивидуальной почтовой рассылке команда кандидата может задействовать активистов и добровольцев, но этот способ отнимет большое количество времени. При изменении условий (если, скажем, кандидат неожиданно столкнулся с финансовыми проблемами или же ему вызвалось помочь неожиданно большое число добровольцев), используя данные таблицы, также очень легко перестроить избирательную кампанию и пересмотреть приоритеты в отношении средств агитации.
Подобным образом составляются оценочные таблицы и для групп решений второго и третьего уровней. Например, в нашем случае таблиц для решений второго уровня будет шесть, а для анализа подрешений основного направления агитации «использование СМИ», как видно из дерева решений, нужно будет построить четыре таблицы. После этого получится полная картина избирательной кампании, причем можно будет оценить каждое мероприятие по всем критериям.
|