Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология музыкального восприятия
Восприятие: -- Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. -- Процесс формирования этого образа (перцепция, перцептивный процесс) -- Система действий, направленных на ознакомление с предметом (то есть чувственно-познавательная деятельность наблюдения) Таким образом, восприятие это и результат (образ) и процесс, и деятельность (система действий)
Отличие восприятие от ощущения: Ощущение - отражение отдельных свойств предмета Восприятие - отражение предмета в целом.
Особенность восприятия музыки - подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии. Синестезия - любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями. Виды синестезий (по Б.Галееву): -- Визуальные (" картинка", цвет, абстрактная форма и т.п.) -- Осязательные и кинестетические (ощущение музыки как движущейся материи, например, изображение содержания музыки через танец) -- Вкусовые (" терпкие" гармонии и т.п.) -- Обонятельные (" ароматы" звучащих пластов и т.п.) -- Температурные (" прохладный" тембр флейты и т.п.) -- Гравитационные (" тяжёлый" рок и т.п.)
Возникновение синестезий: 1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение 2. Непроизвольно или при усилии воли 3. Всегда или иногда
Свойства образа восприятия:
-- Наличие сенсорных качеств. Любой образ, хотя и не сводится к сумме ощущений, может быть разложен на сенсорные элементы. К примеру, то, что в нашем восприятии фигурирует как " тоническое трезвучие до мажора", на самом деле лишь сумма звуковых волн, обладающих высотами, громкостью и тембром. -- Целостность образа. Образ организован. Это гештальт - некая фигура на нейтральном фоне. Когда мы слушаем музыку, какие-то элементы становятся " фигурой" (например, мелодия). Всё остальное - фон. Когда студент готовится к " викторине" по истории музыки - " фигуры" совершенно иные вплоть до парадоксов (стук грампластинки в главной партии некой сонаты...) -- Константность образа или постоянство свойств. Например, мы можем узнать мелодию в любых регистрах, тембрах и тональностях, хотя физические характеристики мелодии изменены. -- Предметность образа - образ для человека это самостоятельная " вещь" с собственным наименованием. В музыке - многоуровневая система образов. Существуют элементарные образы, которые мы держим в сознании - образы интервалов, аккордов. Образы музыкальных произведений относятся к сложным образам. -- Индивидуальный характер образа - у каждого человека своя система образов
|