Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инфраструктурное обеспечение ВЭД
Инфраструктура — совокупность материальных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. К материальным условиям относится наличие развитой системы путей сообщения, средств связи, электро, трубо- и иных сетей. Организационно-правовые условия — наличие развитых государственных и частных институтов, а также устойчивой законодательной базы. Инфраструктурное обеспечение ВЭД: • правовое; • таможенное; • транспортное; • финансовое; • страховое; • маркетинговое. Правовое обеспечение ВЭД представляет собой в первую очередь совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность ее участников (хозяйствующих субъектов, государственных органов, организаций, содействующих ВЭД). Совокупность нормативных актов правового регулирования ВЭД включает следующие составляющие: международные конвенции и соглашения; деловые обычаи и обыкновения, национальное законодательство; судебную практику. Система органов правового регулирования ВЭД включает законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых представлена соответствующими институтами, учреждениями и организациями. Система таможенного обеспечения внешнеэкономической деятельности в организационно-правовом аспекте представлена международными соглашениями и национальным таможенным законодательством. Транспортная инфраструктура — это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю. Во всех странах мира существует государственная система, включающая материальные и организационно-правовые условия регулирования транспортом. Особенностью транспортной инфраструктуры во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции — транспортной услуги — воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его реализации. С другой стороны, транспортные услуги выступают объектом экспортно-импортных операций. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из следующих элементов: техника, оборудование, технологии; экономические, коммерческо-правовые, организационные отношения; система управления и регулирования транспортными операциями; нормативно-законодательная база. Финансовая инфраструктура во внешнеэкономической деятельности обеспечивает осуществление международных расчетов и реализацию валютно-финансовых отношений. Страховое обеспечение ВЭД необходимо потому, что предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД. Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб. Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. К имущественным видам страхования относят: • страхование грузов; • страхование судов (морское каско); • страхование воздушных судов; • страхование автомобилей; • страхование экспортных кредитов; • страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности; • страхование имущества, находящегося за границей; • страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей; Личное страхование во внешнеэкономической деятельности больше связано с такой сферой, как международный туризм. Так как объектом личного страхования является жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, то в данной сфере преобладают: • комплексное страхование граждан, выезжающих за границу; • страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж; • страхование медицинских расходов при выезде за границу; Страхование ответственности за ущерб третьим лицам (физическим или юридическим). К этой отрасли применительно к ВЭД относятся: • международный полис страхования автогражданской ответственности; • страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж; • страхование ответственности производителей товаров; • страхование профессиональной ответственности (таможенных брокеров, юридических консультантов, частных нотариусов, аудиторов и др.); Маркетинговое обеспечение ВЭД способствует повышению ее эффективности, так как это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных покупателей и получение прибыли производителями на основе исследования и прогнозирования развития товарных рынков.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена: - международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами: - национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами. После создания Таможенного союза, в который на сегодняшний день входят Россия, Белоруссия и Казахстан, вступил в силу и Таможенный Кодекс Таможенного Союза, являющийся главным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таможенный кодекс РФ утратил силу. Таможенное регулирование в России теперь опирается на шесть основных столпов: 1) Таможенный кодекс таможенного союза; 2) международные соглашения государств — членов таможенного союза; 3) решения Комиссии таможенного союза; 4) 311-ФЗ от 27 ноября 2010 («О таможенном регулировании в Российской Федерации»); 5) подзаконные нормативные правовые акты РФ; 6) акты Федеральной таможенной службы. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Внешнеэкономическая деятельность оказывает положительное влияние на развитие экономики в разных аспектах: - во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики; - во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно; - в-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.
|