Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночный подход в оценке стоимости предприятия
Его методики оценки предприятия базируются на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий. Сравнительный подход включает в себя: - методику рынка капитала; - метод сделок (метод сравнительного анализа продаж); - метод отраслевых коэффициентов. Методика рынка капитала основана на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Для реализации этой методики необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. В рамках этой методики рассчитываются различные мультипликаторы, выражаемые через отношения к цене балансовой прибыли, чистой прибыли, текущего денежного потока, чистого денежного потока, валовой выручки, действительной выручки ипр. Основное преимущество данной методики в том, что она отражает текущую реальную практику хозяйствования. Основной же недостаток — она основана на прошлых событиях и не принимает в расчет будущие условия хозяйствования предприятия. Метод сделок (метод сравнительного анализа продаж). Этот метод — частный случай методики рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или анализе цен приобретения предприятий целиком. Главным отличием метода сделок от методики рынка капитала является то, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, тогда как вторая методика определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета акций. Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует, что: - бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются соответственно за 0, 5 и 0, 7 годовой выручки; - рестораны и туристические агентства— соответственно за 0, 25—0, 5 и 0, 04—0, 1 годовой валовой выручки; - заправочные станции — за 1, 2—2, 0 месячные выручки; - предприятия розничной торговли — за 0, 75—1, 5 суммы чистого годового дохода, стоимости оборудования и запасов; - машиностроительные предприятия — за 1, 5-2, 5 суммы чистого годового дохода и стоимости запасов. Широко известно также «золотое правило» оценки предприятий для некоторых промышленных отраслей экономики, которое гласит: покупатель не заплатит за предприятие более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения. Таким образом, выделяют три основних похода к оценке стоимости капитала (предприятия): Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности. Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа. Основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. - Доходный подход – совокупность методов оценки стоиомти объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.Ему отдают предпочтение при оценке бизнеса, так как инвестора интересует не только доход от продажи, но и постоянные доходы от будущого использования объекта. Использование того или иного подхода зависит от цели, которую перед собой ставит заказчик. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта и подразумевает свои методы и условия. В целом все три подхода взаимосвязаны. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же, а на практике получаемые величины могут существенно различаться. Обычно при оценке используют все походы в совокупности с выделением основного из них. Обобщаются полученные результаты и определяется итоговая величина стоимости объекта.
|