Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночный подход в оценке стоимости предприятия






Его методики оценки предприятия базируются на со­поставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопостави­мых предприятий. Сравнительный подход включает в себя:

- методику рынка капитала;

- метод сделок (метод сравнительного анализа продаж);

- метод отраслевых коэффициентов.

Методика рынка капитала основана на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Для реализации этой мето­дики необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. В рамках этой методики рассчитываются различные мультипликаторы, выражаемые через отношения к цене балансовой прибыли, чистой прибыли, текущего денежного потока, чистого денежного по­тока, валовой выручки, действительной выручки ипр. Основное преимущество данной методики в том, что она отражает текущую реальную практику хозяйствования. Основной же недостаток — она основана на прошлых событиях и не принимает в расчет будущие условия хозяйствования пред­приятия.

Метод сделок (метод сравнительного анализа продаж). Этот метод — частный случай методики рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопостави­мых предприятий или анализе цен приобретения предприятий целиком. Главным отличием метода сделок от методики рынка капитала является то, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволя­ющего полностью управлять предприятием, тогда как вторая методика определя­ет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) исполь­зуется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует, что:

- бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются соответственно за 0, 5 и 0, 7 годовой выручки;

- рестораны и туристические агентства— соответственно за 0, 25—0, 5 и 0, 04—0, 1 годовой валовой выручки;

- заправочные станции — за 1, 2—2, 0 месячные выручки;

- предприятия розничной торговли — за 0, 75—1, 5 суммы чистого годового до­хода, стоимости оборудования и запасов;

- машиностроительные предприятия — за 1, 5-2, 5 суммы чистого годового до­хода и стоимости запасов.

Широко известно также «золотое правило» оценки предприятий для некото­рых промышленных отраслей экономики, которое гласит: покупатель не запла­тит за предприятие более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до нало­гообложения.

Таким образом, выделяют три основних похода к оценке стоимости капитала (предприятия):

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа. Основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат.

- Доходный подход – совокупность методов оценки стоиомти объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.Ему отдают предпочтение при оценке бизнеса, так как инвестора интересует не только доход от продажи, но и постоянные доходы от будущого использования объекта.

Использование того или иного подхода зависит от цели, которую перед собой ставит заказчик. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта и подразумевает свои методы и условия.

В целом все три подхода взаимосвязаны. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же, а на практике получаемые величины могут существенно различаться.

Обычно при оценке используют все походы в совокупности с выделением основного из них. Обобщаются полученные результаты и определяется итоговая величина стоимости объекта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал