![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1. Исследования и их роль в управлении социально-экономическими системами
Изучаемые вопросы 1.1. Понятие и содержание исследований. 1.2. Категории исследований. 1.3. Типология исследований. 1.4. Характеристика исследований. 1.5. Роль исследований в управлении социально-экономическими системами. 1.6. Направления исследований. Литература 1. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. – М.: ФОРУМ, 2010. – 208 с.: ил. – (Профессиональное образование). – с. 6-14. Понятие и содержание исследований В современном менеджменте главным фактором повышения эффективности социально-экономических систем является исследование. Если ранее понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью, то сего дня многие виды профессиональной деятельности человека требуют научного подхода, а значит, применение различных приемов, способов исследования является насущной потребность) достижения результативности в любой сфере жизнедеятельности. Исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества. Исследование позволяет раскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить основные направления развития, определить возможность применения полученных знаний в практической деятельности, в том числе и в практике управления социально-экономическими системами. В разных источниках можно встретить определения, близкие по содержанию понятию «исследование», например, анализ, диагностика, проектирование, разработка и др. Однако составляющие исследования позволяют отличить его от других видов познавательной деятельности человека. Исследование включает в себя более широкий спектр методов и технологий. Его обычно характеризуют объективность, воспроизводимость, доказательность. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека. Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. Таким образом, термин исследование в зависимости от содержания можно определить следующим образом. Исследование – вид деятельности человека, включающий: 1) распознавание проблем и ситуаций; 2) определение их происхождения; 3) выявление свойств, содержания, закономерностей развития и поведения; 4) установление места этих проблемных ситуаций в системе накопленных знаний; 5) нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения; 6) влияние результата использования новых знаний.
|