![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники инновационных возможностей
В практике менеджмента наработано немало рекомендаций относительно поиска источников новых возможностей организации. Потребность в инновациях возникает по разным причинам. Тем не менее, подход к поиску новых идей, обусловленный лишь проблемами, тормозит развитие организации. Поэтому менеджеры должны уметь находить возможности, которые кроются в объединении нового состояния внешней среды и потенциала организации, т.е. работать на опережение. Конкурентные преимущества — характеристики предприятия, его продукции или услуг, которые обеспечивают ему определенные преимущества над конкурентами. Эти преимущества обусловленные разными факторами. Американский специалист в области стратегического управления М. Портер главными среди них считает: - новые технологии; - новые запросы покупателей; - появление нового сегмента рынка; - изменение стоимости или наличия компонентов производства. Учитывая значимость для организации, ее конкурентные преимущества разделяют на два типа: — Преимущества низкого ранга, связанные с доступностью источников сырья, наличием дешевой рабочей силы, получением временных налоговых льгот и т.п.. Они неустойчивые, поскольку могут быть скопированы конкурентами. — Преимущества высокого ранга, связанные с наличием у предприятия квалифицированного персонала, способного использовать современные технологии во всех сферах деятельности, вести инновационный поиск и создавать новинки, получать патенты, развивать и совершенствовать материально-техническую базу предприятия, обеспечивать высокие стандарты его деятельности и формировать положительный имидж. Такие преимущества являются продолжительными и дают возможность достигать высшей эффективности предпринимательской деятельности. Известный специалист в области управления Питер Друкер выделил семь основных источников инноваций: 1. Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде). 2. Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках. 3. Потребности производственного процесса. 4. Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох». 5. Демографические изменения. 6. Изменения в восприятии и настроениях потребителей. 7. Новое знание (научное и ненаучное). Хотя эти источники инноваций и представляют собой только симптомы, тем не менее их следует считать надежными индикаторами назревающих изменений, которые менеджеры и специалисты должны своевременно заметить.
Самые богатые возможности для эффективной инновации дает неожиданный успех (табл. 1). При этом инновационные возможности связаны с меньшим риском получения негативного результата, а осуществление инноваций — менее трудоемко. Таблица 1 Использование лекарств, предназначенных людям, для лечения животных
В отличие от неожиданного успеха неудача редко остается незамеченной, но как симптом новых возможностей она воспринимается еще реже. Большинство неудач — это результат ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Если проект тщательно подготовлен и добросовестно исполнен, но оказывается неудачным, следует выяснить, почему это произошло: возможно, предпосылки проекта не соответствовали реальности. Следует иметь в виду, что благоприятные инновационные возможности создают не любые неожиданные события, а только те, которые позволяют использовать имеющиеся в фирме знания и опыт в несколько иной обстановке. Речь идет не о диверсификации, а о расширении своего поля деятельности.
Несоответствие между реальностью и представлением о ней, как правило, не появляется в отчетах, которые предоставляются руководителям. Это явление в большей мере качественное, чем количественное, и может выражаться в следующих ситуациях. · Несоответствие между экономическими показателями. Увеличению спроса на продукцию и росту объемов ее производства должен соответствовать и рост прибыли. Несоответствие динамики этих показателей в масштабах отрасли или ее крупного сектора свидетельствует о кризисной ситуации. Новатор, заметивший это несоответствие и нашедший новое решение проблемы, может рассчитывать на длительный период успеха. Как правило, крупные предприятия не скоро осознают, что у них появился новый и серьезный конкурент. · Несоответствие между реальностью и представлением о ней. Данное несоответствие возникает в тех случаях, когда руководители отрасли опираются на ошибочные предпосылки и неверно представляют себе реальную ситуацию. Усилия сосредотачиваются в областях, где положительных результатов не существует. Например, появление частных клиник, центров оформления документов, частных школ и детских садов. · Несоответствие между ценностями покупателя и представлениями о них руководителей. Лидеры считают, что они все знают, а на деле происходит другое — это широко распространенное явление в мире, зачастую обусловленное проявлением интеллектуального высокомерия. Японские радиопромышленники в свое время были уверены, что бедняки не могут позволить себе такую роскошь, как телевизор, а производители компьютеров не представляли его использование как персонального устройства.
|