Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы реинжиниринга бизнес-процессов и технологий организационного развития систем управления
Для выживания в окружающей среде и сохранения эффективности организации любой сферы должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления качеством изменений («менеджменту изменений»). Концепция управления качеством изменений охватывает запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры, культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Менеджмент изменений занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая: – организационные; – кадровые; – коммуникационные; – информационные аспекты. Выделяют два способа осуществления изменений в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре: – постепенно, в виде мелких шагов; – радикально, в виде крупных скачков. И соответственно, существует два принципиально различных подхода к управлению изменениями: – хозяйственный реинжиниринг (революционная модель изменений) – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование структуры управления предприятием; – организационное развитие (эволюционная модель) – долгосрочный и всеобъемлющий процесс изменений и развития организации и ее сотрудников. Как уже было отмечено выше, концепция реинжиниринга предполагает фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование организации и ее важнейших процессов. Результатом является значительное улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, обслуживания и сроков. Согласно этой концепции, должна быть проведена глубинная реорганизация по всей цепочке создания ценности продукта, а также процесса удовлетворения потребностей клиента. Предпосылками достижения этих целей являются: – ориентация на производственный процесс и клиента – удовлетворение запросов внутренних и внешних клиентов; – творческое использование новейшей информационной технологии на рабочем месте компетентных сотрудников. От стратегии предприятия зависит, что нужно принять в качестве ключевых процессов. Но основное внимание следует уделять лишь немногим из них, имеющим приоритетное значение в достижении оптимальных результатов деятельности (разработкам новой продукции и услуг, интеграции, логистики и пр.). Вспомогательные процессы оптимизируются исключительно с учетом нужд ключевых процессов. Особое внимание придается информационным технологиям. Реинжиниринг заключается не в улучшении того, что имеется, а во внедрении самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых задач. Цель их внедрения заключается в полной переработке информации о клиентах и производстве. Благодаря целенаправленному использованию банков данных, экспертных систем, телекоммуникационных сетей можно существенно расширить сферу задач сотрудников. Более совершенная информационная база не принесет желаемого результата, если не изменить компетенцию персонала: – организационные параметры (обязанности, полномочия); – квалификационные параметры (возможности, способности, навыки); – сотрудничество персонала (например, в рабочих группах). Необходимы и другие изменения в области кадрового менеджмента, в том числе важна новая база компенсаций (оплаты труда). В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается: – роль и место данной организации в соответствующем отраслевом (рыночном) секторе; – состояние производственно-хозяйственной деятельности организации; – производственная структура организации; – система управления и ее организационная структура; – особенности взаимодействия организации с потребителями, поставщиками и другими участниками производственной деятельности; – инновационная деятельность предприятия. Основные этапы реинжиниринга: 1. Обследование существующей бизнес-архитектуры, процессов, информационных потоков. 2. Идентификация узких мест, отрицательно влияющих на эффективность деятельности предприятия, а также ключевых факторов, определяющих ее эффективность, стоимость и т. д. 3. Формирование и обоснование корпоративной модели биз- нес-процессов и информационных потоков. В существующем виде эта модель носит название as is. 4. Разработка и реализация мероприятий по переходу от существующей as is к нормативной модели – to be, т. е. устранение имеющихся проблем и изменение бизнес-архитектуры предприятия для достижения наилучших результатов. 5. Разработка конкретного проекта корпоративной информативной системы, реализация этого проекта и сопровождение в будущем. Рассмотрим технологии организационного развития. Под организационным развитием подразумевается концепция планирования, инициирования и осуществления процессов изменения социальных систем с привлечением широкого круга участников. Эволюционная концепция основана на том, что в первую очередь должны меняться взгляды, ценностные представления и модели поведения членов социотехнической системы, а затем и сама система. Организационное развитие – долгосрочный, тщательный, всеобъемлющий процесс изменения и развития организации и работающих в ней людей. Процесс основывается на обучении всех сотрудников путем прямого взаимодействия и передачи практического опыта. Цель изменений – одновременное повышение производительности организации и качества труда, что определяет основные нормативные положения организационного развития: 1. Изменения должны осуществляться членами организации. Внутрифирменные и внешние консультанты (так называемые агенты изменений) могут выступать в качестве вспомогательной силы, но не как основные исполнители изменений. Это выражается в постулатах «опора на собственные силы» (без зависимости от экспертов), а также «люди, затрагиваемые переменами, становятся их участниками». 2. Излишние иерархические ступени должны ликвидироваться, а властные отношения сводиться к уровню партнерства с упором на взаимное доверие. При этом: – в рамках структурного подхода делается попытка с помощью изменений в организационном регулировании (например, организационных планов, описаний отдельных ролевых функций) создать благоприятные рамочные условия для достижения целей организационного развития; – в рамках кадрового подхода проводятся мероприятия по повышению квалификации сотрудников (развитию персонала) и стимулированию их готовности к принятию и осуществлению изменений. Целеустановка организационного развития (экономическая и социальная эффективность) должна опираться на комбинацию обоих подходов. Этапы организационного развития: 1. «Размораживание» социальной системы. Ставятся под вопрос взгляды, ценности и модели поведения членов системы и проводится экспертиза их пригодности для достижения системных целей: – производительность; – инновационная активность; – гуманизация труда. 2. Новые модели поведения и организационного регулирования испытываются и в ходе обучения персонала закрепляются – начинается движение к переменам. В рамках концепции организационного развития важно установить, в каком месте организационной иерархии находится исходный пункт для процесса изменений, который в последующем станет всеохватывающим для социальной системы. Сравнительный анализ технологии изменений
Факторы оценки целесообразности использования стратегии: – ситуационная готовность и отношение персонала к переменам оцениваются в зависимости от вида кризиса, в котором оказалась социальная система; – понимание властных полномочий как со стороны управляющего персонала, так и сотрудников. Анализ показывает, что управление качеством изменений может применяться в самых разнообразных ситуациях и обретать самые разные формы осуществления. Важной областью дальнейших исследований становятся связи, которые могут возникать: – между внутри- и внеорганизационными условиями; – кадровыми параметрами организации; – разными видами кризисов; – основными инструментами управления изменениями.
|