Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к проведению эксперимента






 

Исходя из вышесказанного, выработаны общие требования к проведению эксперимента. Во-первых, прежде чем проводится эксперимент необходимо иметь в наличии четко сформулированные гипотезы о причинно-следственных связях, в которых данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений. Во-вторых, необходим объект эксперимента, который допускает: а) возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение; б) возможность количественных и качественных измерений, воздействующих на него управляемых факторов и изменения его деятельности и поведения; в) контроль за воздействующими факторами и состоянием объекта. В-третьих, наличие адекватных способов контроля, а также за условиями проведения эксперимента. Надо отметить, что результаты эксперимента никогда полностью не " подтверждают" и не " доказывают" гипотезы.

Помимо общих требований к социальному эксперименту как методу исследования предъявляются, если можно так выразиться частные требования. Эксперимент должен обладать внешней, внутренней и конструктивной валидностью.

Под внешней валидностью понимается возможность обобщения (переноса) вывода, полученного в эксперименте, на определенные внеэкспериментальные ситуации. Под внутренней валидностью понимается такое качество эксперимента, которое гарантирует, что именно экспериментальное воздействие (выделенный экспериментальный фактор) явилось причиной изменений, зарегистрированных в экспериментальной ситуации. Конструктивная (прикладная) валидность означает доказательную адекватность, применяемых в экспериментальной ситуации – инструментария, языка, которые позволяют распространять результаты на практическую сферу.

Выделяются следующие критерии валидности:

а) Чистота – означает, что выводы эксперимента должны сопоставляться с данными полученными в контрольной группе, то есть эксперимент должен иметь средства контроля;

б) Воспроизводимость –означает, что любой исследователь может повторить эксперимент с теми же результатами;

в) Устойчивость – заключается в том, что количество экспериментов должно быть большим с целью исключения случайности;

г) Адекватность – означает, что эксперимент должен проводится с теми же объектами, которые представлены в гипотезах.

В социально-психологических науках есть еще одно правило: " Если нельзя провести совершенный эксперимент, то нужно минимизировать его несовершенства".

 

4. Этапы проведения социологического эксперимента

 

Зачастую социальный эксперимент рассматривают как особую социальную технологию (способ сознательного регулирования социальных процессов). Поэтому эксперимент требует от исследователя большой осторожности, ответственности и компетентности, то есть знания техники проведения эксперимента. Ошибки в социальном эксперименте не только отразятся на качестве информации, но и могут оказать вред практике социальной жизни людей. Существует тезис: социальный эксперимент проводят не тогда, когда хочется, а когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный. Для того, чтобы эксперимент мог следовать данному тезису, он должен быть спланирован до мельчайших подробностей. Для решения этой трудности разработана техника проведения эксперимента. Вся техника эксперимента состоит из трех этапов.

Первый – подготовительный имеет своей целью выделение факторов, с помощью которых исследователь будет оказывать воздействия на объект (экспериментальную группу). В методологическом отношении эксперимент базируется на концепции социального детерминизма, и в соответствии с этим социолог (экспериментатор) должен выделить детерминирующие и детерминированные факторы. Эти факторы принято называть переменными или категориями экспериментального анализа. В системе переменных выделяется независимая и зависимая переменные.

Независимая переменная – это такой фактор, который будет оказывать влияние на экспериментируемую группу. Эту переменную зачастую называют экспериментальным фактором. Она характеризуется тремя признаками:

а) независимая переменная определяется не произвольно, а в полном соответствии с программой исследования (гипотезами, которые выносятся на проверку;

б) она должна быть управляема экспериментатором, от него зависит направление и интенсивность действия переменной;

в) направление и интенсивность действия переменной должны поддаваться контролю со стороны экспериментатора, то есть социологическим измерениям.

Наряду с экспериментальным фактором определяется зависимая переменная. Это такие факторы, которые предположительно будут меняться под воздействием независимой переменной. Установление связей, зависимостей между названными переменными и является задачей эксперимента.

*В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Исследования социальной напряженности работников определенной отрасли хозяйствования показали, что, скорее всего, подобное связано с системой оплаты труда в данной отрасли. Исследователь предположил что, изменив систему оплаты труда, можно ожидать снижения социальной напряженности. В качестве независимой переменной выступит " система оплаты труда"; в качестве зависимой переменной – " социальная напряженность".

Кроме определения переменных на подготовительном этапе определяется объект эксперимента, то есть та группа, которая будет подвергаться воздействию. Объект эксперимента выражается в понятии – " экспериментальная группа " – именно на нее непосредственно будет воздействовать независимая переменная. И " контрольная группа " – такая группа, которая не будет подвергаться воздействию факторов, но за ней будет осуществлять наблюдение. Назначение последней – обеспечить " чистоту" (критерий) эксперимента. Под чистотой эксперимента понимается возможность обнаружения действия факторов, не входящих в разряд независимых переменных. Эти факторы называются случайными. Контрольная группа должна быть идентична по основным параметрам, свойствам экспериментальной группе. Техника отбора экспериментальной и контрольной групп называется " процедурой выравнивания». Сопоставление характеристик этих групп " до и после" эксперимента позволяет оценить влияние экспериментального фактора.

На завершающей стадии данного этапа проектируется инструментарий, разрабатываются технические приемы измерения, причем в эксперименте может быть задействован весь спектр методов и техник социологического исследования (наблюдение, анкетирование, интервью и т.д.).

Второй этап – его называют по-разному: оперативный, или полевой, или экспериментальный. На этом этапе вступает в силу экспериментальная ситуация: начинается эксперимент. Проводится инструктаж участников эксперимента, производится замер переменных, ведется наблюдение за группой, ее характеристиками, осуществляется контроль, ведется регистрация событий (с помощью различных средств, в том числе и технических: видео-аудио аппаратуры).

Третий этапрезультирующий. Его основная цель обработать и проанализировать всю полученную информацию, а также сделать выводы. На данном этапе осуществляется: сбор документов, которые регистрировали экспериментальную ситуацию (это бланки наблюдения, интервью и анкеты) и главное протоколы эксперимента (в качестве главного инструментария метода). В протоколе фиксируются все значимые признаки эксперимента: тема, время, характеристики экспериментальной и контрольной групп, описание обстановки эксперимента (физическая среда, позитивное или негативное действие факторов), описание независимой переменной и т.д. Результатом эксперимента являются факты, характеризующие изменения (или стабильность) реакций социальной группы в экспериментально проверяемых условиях. Но этот результат сложен, двойственен: он соединяется в реальный (изменения) и познавательный результаты. Под реальным понимается характер воздействия экспериментального фактора на деятельность, поведение группы, под познавательным – отношение реального результата к поставленным задачам.

Кроме изложенного, на третьем этапе производится: обработка всех материалов, как вручную, так и на машинных носителях; проверяется чистота эксперимента; анализируются полученные факты; обобщаются выводы, сопоставляются полученные выводы с аналогичными в других экспериментах; оценивается эффективность эксперимента и выявляются ошибки.

Завершая разговор об эксперименте, остается назвать достоинства и ограничения данного метода, связанные с его особенностями (см. табл.).

 

5. Таблица. Достоинства и недостатки эксперимента

Особенности эксперимента Достоинства (преимущества) Ограничения (недостатки)
а) Зависимость от действия экспериментального фактора Есть возможность установить причинную связь между отдельными фактами и дать не только описание, но и объяснение Экспериментальный фактор может нарушить естественные связи как внутри, так и вне объекта, а также вывести его из нормального состояния
б) Зависимость от установок экспериментатора Полученная информация сориентирована на задачи исследователя, носит конкретный характер Субъективизм восприятия, неверные методологические установки могут привести к искажению сущности происходящего, а также несущественные факторы могут быть истолкованы как причины
в) Экспериментальная ситуация находится под контролем Возможность воспроизвести эксперимент и перенести в практику Искусственный характер ситуации снижает возможность для обобщенных выводов
г) Зависимость не только от экспериментального, но и других факторов, в том числе и от реакций участников Участники могут оказать помощь в выявлении возникающих изменений в эксперименте Может возникнуть эффект " исключительности", то есть участники будут вести себя не традиционным способом, а особенным, нехарактерным для данной ситуации

А теперь перейдём к известным социальным экспериментам

6. Известные социальные эксперименты:

Ø Стэнфордский тюремный эксперимент (Филипп Зимбардо, Варшава, 2009)

Ø Эксперимент Милграма

Ø Третья волна (эксперимент)

Ø Эксперимент Аша

Стэнфордский тюремный эксперимент

Филипп Зимбардо (Варшава, 2009)

Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

С точки зрения этики эксперимент часто сравнивают с экспериментом Милгрэма, проведённым в 1963 году в Йельском университете Стенли Милгрэмом, в прошлом соучеником Зимбардо, о нём поговорим позже.

Цели и средства

Исследование было заказано Военно-морским флотом США для того, чтобы объяснить конфликты в его исправительных учреждениях и в морской пехоте.

Участников набрали по объявлению в газете, и им предлагались 15 долларов в день (с учётом инфляции сумма эквивалентна 76 долларам в 2006 году) за две недели участия в «симуляции тюрьмы». Из 70 человек, отозвавшихся на объявление, Зимбардо и его команда выбрали 24, которых они сочли наиболее здоровыми и психологически устойчивыми. Эти участники были мужчинами, учащимися в колледжах, преимущественно белыми, принадлежали к среднему классу.

Группу, состоящую из двадцати четырех молодых мужчин, поделили случайным образом на «заключенных» и «охранников». Заключенным потом казалось, что в охранники берут за высокий рост, но на самом деле их честно набрали по жребию, подбрасывая монету, и между двумя группами не было никакой объективной разницы в физических данных.

Условная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стэнфорда. Лаборант-старшекурсник был назначен «надзирателем», а сам Зимбардо — управляющим.

Зимбардо создал для участников ряд специфических условий, которые должны были способствовать дезориентации, потере чувства реальности и своей самоидентификации.

Участникам, которые были выбраны для того, чтобы изображать заключенных, было сказано ждать дома, пока их не «призовут» для эксперимента. Безо всякого предупреждения их «обвинили» в вооруженном ограблении, и они были арестованы полицейским департаментом Пало Альто, который участвовал в этой стадии эксперимента.

Заключенные прошли полную процедуру полицейского осмотра, включая снятие отпечатков пальцев, фотографирование и зачитывание прав. Их привезли в условную тюрьму и присвоили номера.

Результаты

Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

Зимбардо решил прекратить эксперимент раньше времени, когда Кристина Маслак, аспирантка и одновременно его невеста, не знакомая прежде с экспериментом, выразила протест против устрашающих условий тюрьмы после того, как она пришла туда провести беседы. Зимбардо упоминает, что из всех пятидесяти свидетелей эксперимента только она поставила вопрос о его этичности. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.

В 2009 году увидела свет научно-популярная книга «Эффект Люцифера», в которой Зимбардо подробно описывает ход и результаты эксперимента.

Выводы

Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям, и таким образом становились сообщниками экспериментатора.

В культуре

В 1999 году итальянский писатель Марио Джордано (итал.) написал повесть «Чёрный ящик». Произведение было экранизировано в двух фильмах: немецком — «Эксперимент», снятом в 2001 году; и американском — «Эксперимент», 2010 года выпуска.

Эксперимент Милгрэма

Схема эксперимента: экспериментатор (E) требовал от «учителя» (T) давать «ученику» (L) простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

Экспериме́ нт Сте́ нли Ми́ лгрэма (англ. Stanley Milgram) — известный эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование»[en] (Obedience to Authority: An Experimental View; 1974).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал