Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной период






Мухина Ю.

 

 

1.Введение

Любой лагерь – это прежде всего временный детский коллектив. Традиционная лагерная смена длится двадцать один день. Это не такой уж и большой срок. За это время нельзя полностью изменить ребенка, но если вожатые постараются, то смогут оказать значительное влияние на его дальнейшее развитие.

В лагерь «Пламенный» всегда приезжают разные дети. Среди них могут быть маленькие ребята, для которых эта смена будет первым пребыванием вдали от родителей, а могут быть те, кто приезжают в наш лагерь в пятый, а иногда и десятый раз. Именно поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Кроме того, после заезда ребенок может чувствовать себя не комфортно: многих поначалу может смущать новый коллектив и незнакомая обстановка, поэтому нельзя сразу взять и перейти к самоуправлению и начать обучать детей. Для того, чтобы правильно организовать работу с детьми и педагогическим коллективом лагерную смену удобнее разделить на несколько периодов.

2. Логика смены

Традиционно в лагерной смене выделяют три периода:

· Организационный период (начинается с начала заезда и длится 3-4 дня)

· Основной период (большая часть смены)

· Заключительный период(2-3 дня перед завершением смены)

Конечно, такое разделение дней бывает в идеале. Очень часто происходит так, что во многих отрядах оргпериод проходит быстрее или наоборот задерживается. Также не стоит забывать о «Пламенном-Х», «Осеннем Пламенном» и различных сборах – ведь всё это тоже мини-смены, и в них так же проходят все эти периоды, только за более сжатые сроки. Например, на Майских сборах, которые длятся 3-4 дня, организационный период проходит за несколько часов.

Для того, чтобы понять, перешел твой отряд от одного периода к другому или нет, необходимо прежде всего уметь различать цели каждого из них.

2.1. В оргпериод первым делом нужно познакомить детей друг с другом и территорией лагеря. Знакомиться между собой можно начать еще на заезде, а вот знакомство с территорией происходит чаще всего уже на месте расположения лагеря через различные игры и КТД (РВС). Очень важно именно в оргпериод установить авторитет вожатого и дисциплину, потому что если в первый ДЧМ дети будут шуметь, то и в последующие дни они спать не будут. Также вожатому следует выявить потенциальных лидеров в отряде, сформировать мировозрение «Я- отряд!», обратить внимание на отношения в отряде и по возможности предотвратить предстоящие конфликты между детьми. В этом вожатым может помочь социометрия - анализ взаимоотношений в коллективе (симпатий и антипатий), которую нужно проводить на 3-4 день смены. Весь организационный период у детей не должно быть ни одной свободной минуты, они должны быть всегда заняты делом и быть в хорошем настроении.

2.2. Заключительный период начинается сразу после основного – это последние дни лагерной смены, но это не значит, что нужно грустить. В эти дни надо сделать то, что еще не успел и подвести итог (систематизировать все навыки и умения детей, полученные за всю смену). Необходимо создать ситуацию успеха детям, которые были самыми активными. Как правило, это вручение голубого галстука,. Также очень важно в заключительный период замотивировать детей на последействие, т.е. поговорить с ними о том, что нового и полезного они вынесли для себя из смены и что смогут сделать в своей детской организации (школе, объединении).

Подробнее стоит поговорить о самом важном времени лагерной смены – основном периоде.

2.3. Закончился оргпериод, казалось, что всё самое сложное позади, ведь сделано всё, чтобы обеспечить успех последующей работы. Но это только начало, теперь придется действительно постараться.

Основной период – это настоящая работа для вожатого и незабываемые события для детей. Он начинается на 4-5 день (после оргпериода). Это самая длительная часть смены лагеря «Пламенный», да и вообще любого лагеря.

Вожатым в начале основного периода нужно быть очень внимательным, потому что помимо отрядной начинает набирать обороты и общелагерная легенда, которую нужно поддерживать всеми силами. Для того, чтобы детям доносить правильно информацию или каким-то образом помогать, нужно самому понимать легенду и быть в курсе происходящего. Чтобы к середине смены не произошло различных путаниц у детей, придумывая отрядную легенду, постарайтесь сделать так, чтобы она шла в унисон лагерной, но всё же сильно не пересекалась с ней.

Особое внимание в основной период нужно уделить взаимоотношениям в отряде. Все неприязни к середине смены нарастают, достигают своего максимума и происходит «взрыв». Чтобы конфликты в отряде не приобрели массовый характер, их нужно решать еще на ранней стадии, а не откладывать в долгий ящик. Обязательно нужно выяснить, на какой почве произошли разногласия (между детьми разного возраста, между мальчиками и девочками, между двумя лидерами и др.), и только после этого уже думать, как их ликвидировать. Например, если конфликт произошел между двумя лидерами, то их можно разъединить (разделить отряд на две группы и во главе каждой поставить одного из лидеров) или наоборот заставить работать вместе (поручить им совместно сделать какое- либо дело).

В основной период конфликты могут возникнуть не только у детей в отряде, но и между вожатыми. Такие конфликты тоже нужно решать! Дети никогда не станут сплоченным коллективом, видя как их вожатые каждый раз ругаются. Самим же вожатым нужно понимать, что их отношения не должны мешать лагерной и отрядной работе. Нужно четко разграничивать личные и рабочие отношения.

«Пламенный» отличается от других лагерей тем, что помимо развлечений, отдыха и игр в нем еще присутствует и обучающий блок. В основной период обучение как раз таки и начинается: стартуют секреты и факультативы. Если все предложенные секреты дети должны посещать в обязательном порядке, то факультативы они выбирают сами. Конечно, нередко бывает, что ребенок знает, чему он хочет научиться, например, играть на гитаре, но бывает и так, что у него нет конкретных увлечений и интересов. В таком случае нужно помочь ребенку определиться с выбором. Подумайте, что ему может быть ближе и какая область его больше заинтересует. Можно проводить обучение и внутри отряда.

После всех секретов желательно проводить с детьми мини-анализ, чтобы узнать, что больше всего заинтересовало детей. Это поможет как самим вожатым отряда, так и проводящим секреты.

В основной период важно перейти от соуправления к самоуправлению. При идеальном раскладе отряд должен самостоятельно готовиться ко всем лагерным мероприятиям, ходить по секретам и факультативам. Вожатый лишь должен наблюдать. Чтобы прийти к самоуправлению, детям нужно немного помочь. Во-первых, всегда назначать дежкома (дежурного командира), ведь дежком – это помощник вожатого. Ему можно отдавать маршрутные листы на различных играх, расписание секретов и т.д. для того, чтобы дети могли самостоятельно ориентироваться. Чаще всего переход к самоуправлению осуществляется еще и благодаря лидерам или ребятам, которые в «Пламенном» не первый раз, так как они оказывают большое влияние на отряд. Во-вторых, при подготовке к мероприятию не нужно постоянно сидеть с детьми. Дайте им возможность поработать самостоятельно, а потом, через некоторый промежуток времени, проверьте результат и, если надо, подкорректируйте его.

В середине основного периода обязательно должна пройти тематическая свечка. Для того чтобы она прошла достаточно успешно, нужно выбрать тему, которая бы смогла заинтересовать всех ребят в отряде. На мой взгляд, тематический огонек не должен быть слишком серьезным. Тема свечки должна быть простой и доступной каждому ребенку. Например, можно поговорить о заветных мечтах, настоящей красоте, искусстве, музыке, чудесах и о многом другом. Также не стоит забыть и об оформлении огонька, как тематического, так и повседневного. Нельзя просто, сидя в кругу, делиться своими впечатлениями и передавать отрядную игрушку. Нужно проявлять креативность. Украсьте отрядное место воздушной тканью, разными мелкими деталями (ракушками, камушками, бумажными корабликами и др.). Создайте для детей обстановку, которая расслабит и расположит их к предстоящей беседе.

За всю лагерную смену проходит очень много различных мероприятий. В суматохе различных дел вожатые в основной период очень часто забывают заполнять с детьми дневнички настроения. Хотя этого допускать нельзя, ведь очень важно знать настроение каждого ребенка в отряде и отслеживать его на протяжении всей смены. Не всегда по характеру ребенка можно понять его эмоции и уж тем более не все дети способны поделиться своими переживаниями, а дневнички настроения могут всё наглядно показать. Дневнички настроения – это очень удобная и незаменимая в работе с детьми вещь для вожатого. Также не стоит забывать и про поощрение детей. Самых активных или отличившихся ребят нужно обязательно выделить, ведь каждому ребенку очень важно, чтобы его заслуги были отмечены в коллективе.

Не стоит забывать и о том, что вожатый несет на себе ответственность за детей. Он должен всегда знать, сколько детей у него в отряде на данный момент. День рождения «Пламенного» - очень торжественное и важное мероприятие, которое последние несколько лет совпадает с Родительским днём. В этот день на территории лагеря очень много гостей. Но не только в этот день родители могут забрать своего ребенка. Чтобы не произошло никаких неприятных ситуаций, перед тем как забрать ребенка, родители должны оформить справку у директора лагеря о том, что ребенок покидает лагерь на некоторые время, и отдать её вожатым.

В основной период часто наступает переломный момент - спад активности ребят, низкое качество подготовки к мероприятиям, разрушение временных личностных связей, изменяется к худшему и самоуправление, о котором упоминалось выше. В этот период очень важна «эмоциональная передышка», необходимо максимально снизить напряжение. При этом важно помочь отряду увидеть несоответствие в их работе. В это время усиливается необходимость в индивидуальных разговорах вожатого и ребенка.

 

3. Заключение

Основной период – это очень важная часть лагерной смены. Именно в это время проходят самые интересные по наполнению дни и мероприятия. Впечатлений у детей настолько много, что они иногда даже не могу вспомнить того, что было день назад.

Конечно, очень важно, чтобы все цели, поставленные на основной период, были выполнены, но, на мой взгляд, важнее всего – благополучие детей. Чтобы дети к концу смены были счастливыми, довольными и отдохнувшими. И не беда, что на последний день смены многие дети грустят. Ведь лагерь «Пламенный», как отмечают многие дети, - это сказка, а с ней всегда грустно расставаться.

 

Заезд

 

Имперский Д.

 

Содержание

Введение.

1. Регистрация детей.

2. Занятия с детьми во время поездки в автобусе.

3. Расселение детей.

4. Знакомство с лагерем.

Заключение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал